
"Бедным не рады": что скрывает курорт, зазывающий россиян
"Вы нам не нужны": как одно заявление может ударить по всей туристической отрасли. Кто нужен Абхазии: турист с деньгами или тот, кто готов тратить?
Скандальное высказывание чиновницы Минтуризма Абхазии Кристины Лакербая стало вирусным.
Всего одна фраза, сказанная на круглом столе, вызвала лавину критики в соцсетях и поставила под угрозу весь предстоящий туристический сезон.
"Бедные туристы нам не нужны", — заявила она, намекая, что путешественники с ограниченным бюджетом не приносят пользы республике.
В качестве примера Лакербая привела так называемых "туристов за 300 рублей", которые едят "Дошираки" и не оставляют деньги в сувенирных лавках и кафе.
Эта реплика быстро облетела соцсети и СМИ, вызвав массовое негодование. Министр туризма Астамур Логуа поспешил уволить чиновницу, чтобы смягчить последствия. Но, по мнению экспертов, "осадочек остался" — и последствия могут оказаться куда глубже, чем увольнение одного сотрудника.
Почему туристы не хотят тратить деньги в Абхазии?
Тревел-журналист Светлана Демидова, посетившая более 40 стран, уверена: желание регионов привлекать состоятельных туристов вполне объяснимо. Однако, по её словам, важно понимать, что "богатый" и "тратящий деньги" — не одно и то же.
"Турист тратит деньги не потому, что они у него есть, а потому что видит ценность в сервисе, эмоциях и опыте. Те направления, которые предлагают качественный комплексный продукт, и становятся магнитами для тех, кто готов платить. А вот в Абхазии с этим — проблемы", — делится наблюдением Демидова.
Она рассказывает, как сама столкнулась с трудностями в Абхазии: после долгой экскурсии в отеле отключили воду до утра, а при трансфере на границе её с подругой посадили в разные автобусы и высадили в разных районах Сочи. Попытка дозвониться до организаторов не увенчалась успехом.
Эксперт уверена, что дело не в "бедных" туристах, а в недоверии к качеству предлагаемых услуг. Например, на дегустации могут налить вкусное вино, а в купленной бутылке окажется совсем другое. Это подрывает доверие и не стимулирует к расходам.
Что ждет туризм в Абхазии этим летом?
Хотя чиновница и уволена, скандал уже влияет на туристический поток. По словам владельца компании "ДКС Империя" Алексея Харитоненко, в соцсетях начали появляться призывы бойкотировать Абхазию.
Это тревожный сигнал для республики, где туризм — основа экономики: почти 50% бюджета формируется за счёт отдыхающих, а 90% туристов из России.
В 2024 году россияне совершили почти 6 миллионов поездок в Абхазию. Однако в последние месяцы поток сократился на четверть из-за рекомендаций МИДа не посещать регион и общей нестабильности.
Высказывания вроде озвученного Кристиной Лакербая только усиливают отток, особенно на фоне конкурентов — Турции и Египта, где и цены схожи, и уровень сервиса выше.
Харитоненко подчеркивает, что большинство туристов в Абхазии — эконом-сегмент. По его данным:
- 60% отдыхающих выбирают гостевые дома и апартаменты стоимостью 500-1500 рублей за ночь.
- Средняя цена тура на двоих на 7 ночей из Москвы - 50-70 тысяч рублей (перелёт, проживание).
- Дополнительные расходы на питание и экскурсии — ещё 15-25 тысяч рублей.
Как избежать провала сезона
Чтобы восстановить доверие, Абхазии предстоит не только извиниться, но и запустить грамотную маркетинговую кампанию. Без реальных улучшений в инфраструктуре и сервисе страна рискует остаться без туристов.
По данным Ассоциации туроператоров, в июле и августе скидок в отелях не будет. Весной они ещё были, но сейчас цены вернулись к стандартным — а это пик сезона. Надежды туристов на летние акции не оправдаются.
Сложившаяся ситуация — тревожный звоночек. Отношение к туристам нельзя строить на стереотипах. Приезжие — это не просто потребители, а те, кто голосует рублём за комфорт, доверие и качество. И пока Абхазия не пересмотрит своё отношение к сервису, речи о полноценном развитии туризма быть не может.
Неосторожные заявления отдельных представителей власти способны повлечь за собой куда более серьёзные последствия, чем может показаться на первый взгляд. Если республика хочет остаться на туристической карте, ей стоит срочно менять стратегию: от риторики — к действиям.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru