Очередь на автозаправке
Очередь на автозаправке
Ксения Мальцева Опубликована сегодня в 9:36

Без топлива — без маршрута: депутаты требуют спасти общественный транспорт

Делягин предложил разрешить маршруткам и автобусам заправляться вне очереди на АЗС

В условиях перебоев с поставками топлива в России депутаты предлагают ввести внеочередную заправку для общественного транспорта. С соответствующим предложением к министру энергетики Сергею Цивилеву обратился заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин, копия письма которого оказалась в распоряжении "Газеты.Ru".

По замыслу парламентария, временные приоритеты на АЗС должны получить маршрутные такси и пассажирские автобусы, чтобы предотвратить сбои в перевозках и рост социального напряжения.

Когда топливо стало вопросом социальной стабильности

В письме Делягин отмечает, что в условиях логистической нагрузки и ограниченных поставок горючего общественный транспорт выполняет критически важную роль. Если маршрутки и автобусы не смогут заправиться вовремя, последствия почувствуют не только пассажиры, но и экономика городов.

"Коммерческий общественный транспорт играет критически важную роль в перевозке пассажиров. В таких городах, как Челябинск, Уфа и Воронеж, на частные маршрутные такси приходится до 90% всего парка общественного транспорта", — цитирует документ "Газета.Ru".

Сейчас маршрутные такси и междугородние автобусы заправляются наравне с частными автомобилями, что в периоды дефицита топлива создаёт серьёзные задержки. Очереди на АЗС приводят к срывам рейсов, а это, в свою очередь, напрямую влияет на работу предприятий, больниц и других сфер, зависящих от стабильного пассажиропотока.

А что если водители маршруток просто не дождутся своей очереди? Тогда утром десятки районов могут остаться без транспорта, а пассажиры — без возможности добраться на работу.


Суть предложения: приоритет для маршрутов общего пользования

В обращении к Минэнерго Делягин просит рассмотреть возможность временного дополнения правил технической эксплуатации, чтобы разрешить внеочередную заправку транспортным средствам, выполняющим регулярные перевозки по маршрутам общего пользования.

"Прошу рассмотреть возможность дополнить правила технической эксплуатации положением, предоставляющим право внеочередной заправки маршрутным такси и междугородним автобусам до нормализации ситуации с обеспечением топливом", — говорится в письме.

Фактически речь идёт о приоритете в обслуживании. Пока поставки топлива не стабилизируются, общественный транспорт сможет проходить к колонкам вне очереди, а частные автомобили будут заправляться в обычном порядке.

Такое решение уже обсуждается в регионах, где зафиксированы перебои с бензином и дизелем. В некоторых субъектах вводятся ограничения на отпуск топлива, а операторы АЗС работают в усиленном режиме.

Почему этот шаг может быть необходим? Потому что система пассажирских перевозок в России во многом держится на частных перевозчиках. По данным НИУ ВШЭ, в некоторых крупных городах маршрутки составляют до 90% общественного транспорта. Любой простой этой сети мгновенно отражается на уровне социального комфорта.


Что может измениться на практике

Если предложение получит поддержку, Минэнерго может временно закрепить за маршрутками и автобусами особый статус на АЗС. Это не потребует крупных инвестиций или изменений в инфраструктуре — достаточно указаний операторам автозаправок.

Возможные эффекты:

  • сокращение простоев общественного транспорта из-за очередей на заправках;

  • сохранение регулярности рейсов в часы пик;

  • снижение нагрузки на частные автомобили, вынужденные подвозить пассажиров;

  • предотвращение роста напряжённости в крупных городах.

Однако у инициативы могут быть и побочные эффекты. Владельцы личных автомобилей, сталкивающиеся с теми же дефицитами, могут воспринять приоритет для автобусов как ущемление. Поэтому эксперты считают, что решение должно сопровождаться временными рамками и прозрачными разъяснениями: мера вводится исключительно на период нестабильных поставок.

А что если ситуация с топливом не улучшится быстро? Тогда приоритетный доступ придётся продлевать, либо искать системное решение — например, отдельные заправочные линии для коммерческого транспорта.


Почему общественный транспорт должен быть защищён первым

С точки зрения экономики, маршрутки и автобусы выполняют функцию социальной стабилизации. Это звено между рабочими районами и деловыми центрами, школами, больницами, вокзалами. В отличие от личного транспорта, общественный перевозит сотни тысяч людей ежедневно, а его простои мгновенно отражаются на производительности труда и настроениях граждан.

Делягин подчёркивает, что приоритетная заправка не несёт прямых бюджетных затрат, но создаёт условия для бесперебойной работы транспорта. И в случае затянувшегося кризиса с топливом именно такие точечные меры позволяют избежать паники и сбоев в городской логистике.

"Эта мера поможет обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта и снизить риски роста социального напряжения", — резюмировал парламентарий.


Возможный сценарий реализации

Эксперты предполагают, что инициатива может быть реализована в виде временного приказа Минэнерго. АЗС получат инструкции обслуживать транспорт с лицензией на пассажирские перевозки вне очереди. На практике это можно оформить через отдельные заправочные полосы или маркировку транспортных средств, аналогичную льготным пропускам.

Пошагово это может выглядеть так:

  1. Водитель предъявляет свидетельство о регистрации маршрута или лицензии перевозчика.

  2. Оператор АЗС направляет его на выделенную колонку.

  3. Заправка осуществляется вне общей очереди.

  4. После нормализации поставок порядок отменяется.

Такой подход не нарушает права других автовладельцев, но гарантирует, что общественный транспорт не встанет из-за пустых баков.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

В Хабаровском крае выросли цены на подготовку авто к зиме сегодня в 2:50
Автомобиль против минус 40 — кто победит этой зимой на хабаровских дорогах

К зиме в Хабаровском крае готовятся не только коммунальщики, но и автомобилисты. Рассказываем, сколько теперь стоит подготовить машину к морозам и как сэкономить без потери безопасности.

Читать полностью »
Автоэксперт Дмитрий Попов предупредил о рисках взрыва повреждённых топливных шлангов сегодня в 1:48
Тайная угроза в машине: повреждённые шланги — бомба замедленного действия

Автоэксперт Дмитрий Попов предупредил о серьёзной опасности: повреждённые топливные шланги могут привести к взрывам и пожарам.

Читать полностью »
Правительство внесло в Госдуму законопроект об ужесточении контроля за тонировкой автомобилей сегодня в 0:15
Водителям с иностранными номерами грозит проверка: правительство берётся за тонировку

Правительство России предложило ужесточить контроль за тонировкой автомобилей с иностранными номерами. Новые правила затронут десятки тысяч владельцев и ликвидируют лазейку в законе.

Читать полностью »
Расход топлива выражается в литрах на 100 километров вчера в 23:12
Почему зимой расход топлива увеличивается: влияние температуры и стиля езды

Как рассчитать реальный расход топлива, почему он выше паспортного и какие простые шаги помогут тратить меньше бензина. Полное руководство для водителей.

Читать полностью »
Износ свечей, катушек или проводов приводит к неполному сгоранию топлива вчера в 22:07
Топ-10 причин большого расхода топлива: почему машина ест больше и как это исправить

Повышенный расход топлива может сигнализировать о десятке разных проблем — от стиля вождения до неисправных датчиков. Разбираемся, где искать причину и как вернуть норму.

Читать полностью »
Проблем с запуском двигателя не всегда означают поломку вчера в 20:49
Тишина под капотом может оказаться криком о помощи: что машина пытается вам сказать

Столкнулись с ситуацией, когда автомобиль отказывается заводиться? Не спешите паниковать. Разбираемся в самых частых причинах и даем практические советы.

Читать полностью »
Дизельные и бензиновые моторы почти не различаются по надежности вчера в 19:43
Масло уходит, фильтр забивается — но поломки теперь не приговор

Эксперты Рольфа сравнили надёжность бензиновых и дизельных моторов, проанализировав 175 тысяч автомобилей. Кто оказался выносливее на деле?

Читать полностью »
Автомобильный кондиционер впервые появился в США ещё до Второй мировой войны вчера в 18:23
Эти детали внутри машин советской элиты вызывали шок: обычные люди даже не догадывались, что такое возможно

Автомобили советской элиты имели уникальные технологии — от «автомата» до кондиционера.

Читать полностью »