
От Тайваня до Йонагуни без карт и компаса — возможен ли такой рейс?
В 2019 году международная команда археологов из Японии и Тайваня во главе с профессором Йосуке Кайфу (Токийский университет) построила 7,5-метровое каноэ Sugime из ствола японского кедра, выдолбив его исключительно каменными топорами — ровно так, как это могли делать охотники верхнего палеолита 30 000 лет назад.
Целью эксперимента было проверить, способны ли такие суда пересечь одно из самых суровых течений планеты — Куросио — на пути от Тайваня к архипелагу Рюкю.
Экспедиция стартовала на востоке Тайваня и через 225 км финишировала на острове Йонагуни, самом западном из Рюкю, всего за 45 часов непрерывного гребного перехода. Пять гребцов ориентировались только по Солнцу, звёздам, состоянию волн и цвету воды; береговая линия большую часть времени оставалась за горизонтом.
Рядом шли два эскорт-судна, но помощь не понадобилась — каноэ показало скорость и манёвренность, недоступные плоту, а главное — выдержало напор Куросио, который ранее считался непреодолимым для доисторических лодок.
Опыт сопровождался сотнями компьютерных симуляций: в виртуальных "рейсах" учитывались сезонные колебания ветра и течения, и модели подтверждали — при верной тактике гребли и коррекции курса древние мореходы могли регулярно попадать с Тайваня на Рюкю, пусть и не каждую попытку.
"Мы долго тестировали плот из тростника и бамбука, но он оказывался слишком медленным. Дуг-аут-каноэ оказалось последним кандидатом — и эксперимент показал, что именно такое судно могло подарить людям Рюкю новые земли", — объясняет Кайфу.
Новые данные поддерживают археологические находки — каменные орудия и остатки стоянок на Окинаве, датированные 35-30 тыс. лет назад. Значит, палеолитические охотники обладали не только примитивными картами-"памятками" звёздного неба и контуров берегов, но и довольно развитой социальной организацией: постройка лодки требовала месяцев совместного труда, а сам переход — дисциплины и навыков ночной навигации.
Эксперимент Кайфу продолжил традицию "живой археологии", начатую "Кон-Тики" Тура Хейердала, и уже стал базой для двух статей в Science Advances (2025) — об изготовлении каноэ каменными топорами и о вероятностях морских переходов в палеолите.
Исследование не только подтверждает смелость и техническую изобретательность палеолитических мореплавателей Восточной Азии, но и помогает объяснить раннее расселение Homo sapiens на дальневосточных островах, ставшее отправной точкой для последующих миграций по Тихому океану.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru