
Минстрой берёт в руки кнут — как поменяется жизнь строительных компаний
Что общего у 182 тысяч строительных организаций по всей стране? Все они объединены в систему СРО — саморегулируемых организаций, которая долгое время существовала как будто сама по себе. Но теперь правила игры могут существенно измениться.
Власти всерьёз взялись за реформу этой системы: готовится законопроект, который должен устранить главные слабые места — от формального контроля до фактической безнаказанности недобросовестных подрядчиков. Подробности обновлений рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ России Юрий Муценек.
Что не так с нынешней системой СРО?
По данным Минстроя, в стране сегодня работает 459 саморегулируемых организаций в сферах инженерных изысканий, проектирования и строительства. В их состав входит более 180 тысяч компаний. Казалось бы, масштаб внушительный — но практика показала: система перегружена и местами откровенно неэффективна.
Юрий Муценек отметил, что мониторинг Минстроя выявил серьёзные пробелы в самоконтроле:
"Отсутствует открытость принимаемых решений. Нет санкций за то, что подрядчиков с плохой репутацией не исключают из организаций, не применяют к ним дисциплинарные меры. Не предусмотрена персональная ответственность руководителей. И уровень требований к членам СРО зачастую слишком низкий".
В результате — формальный статус есть, а настоящей ответственности нет. В системе давно назрела необходимость кардинальных изменений.
Что предложено изменить?
Подготовленный законопроект направлен на наведение порядка и создание прозрачных и единых правил. Основные изменения затронут четыре ключевых направления:
Стандартизация работы СРО
Планируется ввести обязательные стандарты, в которых будут чётко прописаны:
- требования к членству;
- основания для отказа в приёме;
- основания и порядок исключения;
- список дисциплинарных мер.
Усиление контроля за соблюдением правил
Сейчас национальные объединения могут быть наказаны в основном только за нарушение требований по раскрытию информации или при работе с реестром. Это явно недостаточно.
Законопроект вводит дополнительные основания для ответственности:
- приём компаний, не соответствующих критериям;
- отказ от исключения участников при выявленных нарушениях;
- ошибки в применении дисциплинарных мер;
- нарушения в проверках членов СРО;
- несоблюдение правил по компенсационным фондам: их размеру, порядку формирования, расходованию.
Появятся новые рычаги надзора
Одним из значимых изменений станет расширение полномочий Минстроя. Теперь ведомство сможет составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении национальных объединений. Это позволит не просто фиксировать нарушения, но и применять санкции.
"У Минстроя при этом появятся полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в отношении национальных объединений", — подчеркнул Муценек.
Кроме того, контроль СРО над своими членами станет более реальным: организации получат доступ к информации по договорам подряда, которые заключают участники. Сейчас обязательным остаётся лишь уведомление о наличии обязательств. После принятия закона подрядчики будут обязаны сообщать больше — не только о факте сделки, но и о её содержании.
Почему это важно?
СРО — это не просто бюрократическая надстройка. От того, насколько эффективно они работают, напрямую зависит качество объектов, безопасность людей и репутация всей строительной отрасли.
Интересный факт: из-за слабого контроля за членами СРО на рынок нередко попадают компании, ранее замеченные в нарушениях. Из-за отсутствия единых стандартов они легко переходят из одной организации в другую, избегая ответственности. Новый закон должен поставить этому точку.
Грядущая реформа может стать самой масштабной за последние годы в строительной сфере. Она направлена на то, чтобы СРО действительно выполняли свою ключевую функцию — обеспечивали ответственность, прозрачность и порядок. И, как надеются в Минстрое, она избавит рынок от "мёртвых душ" и вернёт доверие к саморегулируемой модели.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru