
Эти цифры давят на газ, но машины не едут: почему снижение ставки не разгоняет авторынок
Банк России снова нажал на тормоза, снизив ключевую ставку — теперь до 18%. Казалось бы, это должно вдохнуть жизнь в автомобильный рынок, но дилерские центры по-прежнему пустуют. Парадокс в том, что даже после двух последовательных снижений кредиты остаются неподъемными для большинства. Как шутят в автосалонах: "Ставка упала, но не настолько, чтобы машины поехали сами".
18% — это новые 20%?
По словам экспертов, текущий уровень ставки — всего лишь формальность. Реальные процентные ставки по автокредитам все еще колеблются между 30-35%, а лизинг и вовсе превратился в роскошь. Илья Рашкин из "ЭМ Рус" сравнивает ситуацию с попыткой завести машину на холоде: "Двигатель схватывает, но не заводится — нужен еще толчок". Таким толчком могла бы стать ставка в 10-12%, но до этого пока далеко.
Глобальный дисбаланс: когда соседи ездят дешевле
Пока российские покупатели считают проценты по кредитам, в США машины берут под 5%, а в Китае — еще дешевле. Этот разрыв делает отечественный авторынок неконкурентоспособным. "Мы просим людей покупать машины в условиях, когда даже ипотека кажется выгодной инвестицией", — отмечают в автосалонах.
Когда ждать прорыва?
Отрасль замерла в ожидании: продажи новых автомобилей могут вернуться к докризисным 2-2,5 млн в год только при ставке ниже 10%. Но пока банки не готовы рисковать, а производители — снижать цены. Получается замкнутый круг: ставки высокие — спрос низкий — экономика не разгоняется. Как говорят аналитики: "Пока педаль кредита не уйдет в пол, авторынок будет двигаться только накатом".
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru