Покупка автомобиля
Покупка автомобиля
Дмитрий Толстенёв Опубликована 06.06.2025 в 5:05

Скрытые чемпионы скорости: что такое спортпрототипы и зачем их строят в России

Когда речь заходит о гоночных автомобилях, большинство сразу вспоминает Формулу-1, яркие суперкары или хотя бы болиды с громкими моторами. Но существует отдельная категория машин, которая редко попадает в поле зрения широкой публики — спортпрототипы. Эти автомобили не производятся серийно, не обязаны быть похожими на дорожные аналоги и существуют лишь для одного — показывать максимум возможностей инженерной мысли на треке. Вопреки названию, к стадии массового производства они чаще всего не доходят. Их основная задача — быть платформой для экспериментов и гонок.

Появление спортпрототипов тесно связано с обходом жестких требований омологации. Когда автоконцерны представляли на треке машины, не входящие ни в одну из омологационных партий, возникал резонный вопрос: а где доказательства, что такие машины вообще существуют вне этой гонки? Производители пожимали плечами, называя свои творения прототипами и обещая запуск в серию, который так и не происходил. Это дало начало новому классу, в котором можно было дать волю технологиям без бюрократических ограничений. Так родился особый сегмент автоспорта.

Самым ярким прорывом в развитии спортпрототипов за последние годы стало появление водородных моделей. Ещё в 2013 году на трассе "24 часа Ле-Мана" появился автомобиль с водородно-электрической установкой. Тогда он не вписывался ни в один класс и участвовал лишь как демонстрационная модель. Однако вскоре к разработке подключилась Toyota, которая представила GR H2 Racing Concept. Этот спортпрототип будет участвовать в чемпионате WEC с 2026 года. Жидкий водород, использованный в силовой установке, обладает высокой энергоёмкостью, а значит, машина сможет проезжать больше между заправками. На тестах в Super TEC она прошла дистанцию без сбоев, оставив положительное впечатление. Удастся ли технологии на водороде вытеснить конкурентов на треке — пока вопрос, но интерес к ним явно растёт.

Что касается России, здесь спортпрототипы начали появляться ещё в конце 80-х. В 1988 году был построен кроссово-раллийный Москвич-2141, который открыл путь будущим разработкам. Настоящей вехой стал проект Lada Revolution в начале 2000-х. Это были небольшие двухместные родстеры с характерной рамной конструкцией и двигателями ВАЗ. В 2003 году начались испытания на гоночных трассах Германии, а в России даже прошли заезды с участием этих машин. Однако проект свернули в 2008 году из-за экономического кризиса, несмотря на несколько построенных модификаций.

Позже в России появилась команда Bureau Seven, также известная как КБ 7, которая решила вернуться к идее создания собственного спортпрототипа. Так на свет появился CN1600 527 — прозванный "Котом". В его основе была своя пространственная рама и шасси, а внешне он напоминал классический Lotus Seven. Двигатель сначала был бензиновым, но позже разработали и электрическую версию. Суммарная масса — от 500 до 750 кг, а мощность — до 300 л. с. Этот автомобиль стал самым массовым в российской серии кольцевых гонок РСКГ в 2024 году.

Однако настоящий рывок в гоночной инженерии произошёл в стенах Московского Политеха. В 2017 году студенты и преподаватели начали работу над проектом Fenix — спортпрототипом класса CN 2.0. Постепенно они самостоятельно разработали почти 80% компонентов. Машина прошла боевое крещение в Russian Endurance Challenge и даже установила рекорд круга. В 2021 году команда взяла серебро в соревнованиях MaxPowerCars в дисциплине Time Attack.

Fenix постоянно дорабатывали: меняли коробку передач, топливный бак, кинематику управления. Максимальная скорость достигала 250 км/ч. Однако на этом проект не остановился. В 2025 году Московский Политех представил FDR-12 — гибридный спортпрототип с несущей конструкцией из углепластика и композитов. Более 70% его компонентов сделаны из российских материалов, включая детали, полученные с помощью 3D-печати. Это позволило значительно снизить массу и повысить прочность конструкции.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Michelin, Continental и Goodyear выпускают прежние модели шин под другими марками сегодня в 18:45
Не ведитесь на азот и особые газы: правда о шинных мифах

Шинный рынок полон уловок — от “второй линии” под другими марками до платного азота в колёсах. Разбираем, где экономия реальна, а где маркетинговая иллюзия.

Читать полностью »
Автоэксперт Миронов назвал причины, по которым дизельные моторы долговечнее бензиновых сегодня в 16:35
Дизель против бензина — битва за ресурс: почему один сгорает быстрее, а другой служит десятилетиями

Автоэксперт Игорь Миронов объяснил, почему дизельные двигатели служат в полтора раза дольше бензиновых — их конструкция изначально рассчитана на высокие нагрузки и плавное сгорание топлива.

Читать полностью »
Bild: Volkswagen временно закрывает заводы в Германии из-за нехватки микрочипов сегодня в 15:32
Один поставщик остановил империю: как Nexperia поставила Volkswagen на паузу

Volkswagen вынужден останавливать конвейеры из-за дефицита чипов после конфликта вокруг Nexperia. Под угрозой инвестиции, рабочие места и планы концерна на 2026 год.

Читать полностью »
Механики раскрывают, как обслуживают собственные автомобили сегодня в 14:22
Ремонт превращается в испытание доверия: честность мастера теперь дороже любой детали

Бывший механик рассказывает, как мастера обслуживают собственные машины, почему не стоит бояться присадок и где проходит граница между экономией и халтурой.

Читать полностью »
Автомеханик Александр Демченко: превышение уровня масла на 0,5 литра способно повредить турбину сегодня в 13:35
Перелив всего на 200 мл может стоить тысячи: незаметная ошибка, которая убивает двигатель изнутри

Перелив масла кажется безобидной ошибкой, но избыток смазки вызывает вспенивание и перегрузку турбины. Почему это опасно и как избежать дорогостоящего ремонта.

Читать полностью »
Autonews: глюки и плохая адаптация к морозам — главные недостатки машин из Китая сегодня в 12:17
Зимой не выдерживают даже приборы: россияне рассказали, что пошло не так с китайскими машинами

Российские владельцы китайских автомобилей столкнулись с массовыми сбоями электроники и плохой адаптацией машин к морозам. Почему это происходит и можно ли избежать проблем.

Читать полностью »
Средняя стоимость подготовки автомобиля к зиме в России достигла 8,4 тысячи рублей сегодня в 11:09
Подготовка к зиме обойдётся дороже, чем в прошлом году: подсчитано, сколько заплатят водители

Аналитики "Мегамаркета" подсчитали, сколько в 2025 году стоит подготовить автомобиль к зиме и почему зимние шины подорожали почти на четверть.

Читать полностью »
KIA Rio и Hyundai Solaris стали лидерами вторичного рынка сегодня в 11:06
Секрет популярности: почему эти иномарки разлетаются как горячие пирожки

Аналитическое агентство «Автостат» опубликовало рейтинг самых популярных подержанных иномарок в России за 9 месяцев 2025 года.

Читать полностью »