
Скрытые чемпионы скорости: что такое спортпрототипы и зачем их строят в России
Когда речь заходит о гоночных автомобилях, большинство сразу вспоминает Формулу-1, яркие суперкары или хотя бы болиды с громкими моторами. Но существует отдельная категория машин, которая редко попадает в поле зрения широкой публики — спортпрототипы. Эти автомобили не производятся серийно, не обязаны быть похожими на дорожные аналоги и существуют лишь для одного — показывать максимум возможностей инженерной мысли на треке. Вопреки названию, к стадии массового производства они чаще всего не доходят. Их основная задача — быть платформой для экспериментов и гонок.
Появление спортпрототипов тесно связано с обходом жестких требований омологации. Когда автоконцерны представляли на треке машины, не входящие ни в одну из омологационных партий, возникал резонный вопрос: а где доказательства, что такие машины вообще существуют вне этой гонки? Производители пожимали плечами, называя свои творения прототипами и обещая запуск в серию, который так и не происходил. Это дало начало новому классу, в котором можно было дать волю технологиям без бюрократических ограничений. Так родился особый сегмент автоспорта.
Самым ярким прорывом в развитии спортпрототипов за последние годы стало появление водородных моделей. Ещё в 2013 году на трассе "24 часа Ле-Мана" появился автомобиль с водородно-электрической установкой. Тогда он не вписывался ни в один класс и участвовал лишь как демонстрационная модель. Однако вскоре к разработке подключилась Toyota, которая представила GR H2 Racing Concept. Этот спортпрототип будет участвовать в чемпионате WEC с 2026 года. Жидкий водород, использованный в силовой установке, обладает высокой энергоёмкостью, а значит, машина сможет проезжать больше между заправками. На тестах в Super TEC она прошла дистанцию без сбоев, оставив положительное впечатление. Удастся ли технологии на водороде вытеснить конкурентов на треке — пока вопрос, но интерес к ним явно растёт.
Что касается России, здесь спортпрототипы начали появляться ещё в конце 80-х. В 1988 году был построен кроссово-раллийный Москвич-2141, который открыл путь будущим разработкам. Настоящей вехой стал проект Lada Revolution в начале 2000-х. Это были небольшие двухместные родстеры с характерной рамной конструкцией и двигателями ВАЗ. В 2003 году начались испытания на гоночных трассах Германии, а в России даже прошли заезды с участием этих машин. Однако проект свернули в 2008 году из-за экономического кризиса, несмотря на несколько построенных модификаций.
Позже в России появилась команда Bureau Seven, также известная как КБ 7, которая решила вернуться к идее создания собственного спортпрототипа. Так на свет появился CN1600 527 — прозванный "Котом". В его основе была своя пространственная рама и шасси, а внешне он напоминал классический Lotus Seven. Двигатель сначала был бензиновым, но позже разработали и электрическую версию. Суммарная масса — от 500 до 750 кг, а мощность — до 300 л. с. Этот автомобиль стал самым массовым в российской серии кольцевых гонок РСКГ в 2024 году.
Однако настоящий рывок в гоночной инженерии произошёл в стенах Московского Политеха. В 2017 году студенты и преподаватели начали работу над проектом Fenix — спортпрототипом класса CN 2.0. Постепенно они самостоятельно разработали почти 80% компонентов. Машина прошла боевое крещение в Russian Endurance Challenge и даже установила рекорд круга. В 2021 году команда взяла серебро в соревнованиях MaxPowerCars в дисциплине Time Attack.
Fenix постоянно дорабатывали: меняли коробку передач, топливный бак, кинематику управления. Максимальная скорость достигала 250 км/ч. Однако на этом проект не остановился. В 2025 году Московский Политех представил FDR-12 — гибридный спортпрототип с несущей конструкцией из углепластика и композитов. Более 70% его компонентов сделаны из российских материалов, включая детали, полученные с помощью 3D-печати. Это позволило значительно снизить массу и повысить прочность конструкции.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru