Водитель ВАЗ-2101
Водитель ВАЗ-2101
Дмитрий Толстенёв Опубликована сегодня в 9:09

Скорость, форма и турбореактивный размах: эти машины СССР удивили даже за границей

Советские спорткары достигали 700 км/ч и ставили рекорды на треках

Когда в стране появляется автопром, вместе с ним рано или поздно рождаются и спортивные амбиции. Советский Союз, несмотря на суровые приоритеты индустриализации, не стал исключением. Здесь тоже мечтали о скорости, обтекаемых формах и рекордах. Сначала — энтузиасты, потом — инженеры заводов, а затем и целые государственные структуры. Эти автомобили редко вспоминают, но каждый из них заслуживает места в истории.

Самодельные ГАЗы: с чего всё началось

Первая зафиксированная гоночная активность в СССР — соревнования 1937 года под Киевом. Машины были собраны на базе устаревших шасси ГАЗ-А, а двигатели — V4. Несмотря на скромную скорость, ниже даже рекордов Империи, это стало отправной точкой.

ЗИС-101А-Спорт: слишком тяжёл, чтобы летать

В 1938 году трое инженеров МЗИС попытались построить спорткар на базе представительского седана ЗИС-101. Он весил 2,5 тонны, что не делало его быстрым, но политбюро автомобиль впечатлил. Это была важная репетиция будущих попыток.

"Победа-Спорт" (ГАЗ-СГ1): когда аэродинамика — всё

На базе серийной "Победы" сделали облегчённую версию — всего 1,2 тонны. Модель под именем ГАЗ-СГ1 развивала до 190 км/ч. Это был успех: построено 5 машин, и каждая выступала на треках.

"Звезда": скорость на мотоциклетном моторе

Первый советский автомобиль, разработанный именно для гонок. В нём использовали мотоциклетный двигатель — и всё ради снижения массы. Максималка — 139,6 км/ч. Это был технологический вызов, принятый и реализованный с нуля.

Сокол-650: опыт, привезённый из Германии

Разработка велась с участием немецких специалистов Auto-Union. Сокол стал первым советским автомобилем класса "Формула-2". Построен сразу после войны, он вобрал в себя всё, что тогда знали о скорости.

ГАЗ-Торпедо: аэродинамика решает

Кузов "капля" и авиационные материалы. Вес — 1,1 тонны. На треке Торпедо выдала 191 км/ч — и это при советской инженерии конца 40-х. Секрет был в обтекаемости, а не только в лошадиных силах.

ГАЗ-ТР: реактивный прорыв

1954 год. В дело вступает двигатель от истребителя МиГ-17. Тысяча лошадиных сил, максималка — 700 км/ч. Самый безумный и самый смелый проект того времени. Формально — автомобиль. По сути — снаряд на колёсах.

ЗИС-112: тяжёлый, но рекордный

Изначально — неудачный. Но после модернизации и установки нового двигателя ЗИС-112 разогнался до 210 км/ч. Он доказал: даже тяжёлые конструкции могут удивить, если под капотом настоящая мощь.

Плюсы и минусы

Автомобиль Плюсы Минусы
ГАЗ-ТР Фантастическая скорость, инженерная смелость Опасность, непрактичность, единичный экземпляр
Победа-Спорт Лёгкость, обтекаемость, реальный трековый успех Ограниченный выпуск, слабая защита водителя
ЗИС-101А-Спорт Престиж, внимание верхушки Чрезмерный вес, слабая динамика
ЗИС-112 Рекорд скорости, мощный двигатель Плохая управляемость, перетяжелён

Сравнение по типу двигателя

Модель Двигатель Максимальная скорость
ГАЗ-ТР Реактивный (МиГ-17) 700 км/ч
Победа-Спорт Бензиновый, доработанный 190 км/ч
Звезда Мотоциклетный 139,6 км/ч
ЗИС-112 Бензиновый, форсированный 210 км/ч

Советы шаг за шагом: как создавались спорткары в СССР

  1. Использовали то, что было — от мотоциклетных моторов до авиационного алюминия.

  2. Ставка делалась на лёгкость, а не только на мощность.

  3. Сотрудничали с иностранными инженерами, особенно после войны.

  4. Обкатку машин проводили на военных или закрытых треках.

  5. Многие модели строились в единичных экземплярах — как демонстрация возможностей.

  6. Двигатели порой брались от техники вовсе не автомобильной — как в случае с реактивными моделями.

Мифы и правда

Миф: в СССР не было спортивных автомобилей.
Правда: их строили, и они ставили рекорды.

Миф: реактивные машины — это выдумка.
Правда: ГАЗ-ТР действительно существовал и разгонялся до 700 км/ч.

Миф: спорткары были просто переделанными легковушками.
Правда: некоторые модели, как "Звезда" или Сокол-650, разрабатывались с нуля.

FAQ

Сколько моделей спорткаров было построено в СССР?
Точных данных нет — но известно о десятках единичных разработок и нескольких сериях по 3-5 машин.

Использовались ли эти автомобили в международных гонках?
Нет — в основном, они предназначались для внутренних соревнований или рекордных заездов.

Сохранились ли они до наших дней?
Некоторые — в музеях, другие утеряны или разобраны. Реплики появляются редко.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

Ошибка: строить спорткар на базе тяжёлого седана.
Последствие: слабая динамика, провал на треке.
Альтернатива: облегчённый кузов, как у Победы-Спорт.

Ошибка: заниженные цели по мощности.
Последствие: проигрыш даже на старте.
Альтернатива: использование авиационных или экспериментальных моторов.

Ошибка: игнорировать аэродинамику.
Последствие: провал на скоростных участках.
Альтернатива: кузов-капля, как у ГАЗ-Торпедо.

А что если…

А что если бы СССР не ограничивал массовое производство спорткаров?
Возможно, на улицах можно было бы встретить аналоги Porsche или Ferrari советской школы. Но в реалиях той экономики гонки оставались скорее витриной инженерных достижений, чем серийным направлением.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

VW рискнул сделать премиальный седан, но имидж народного бренда всё испортил сегодня в 10:10

Провал на колёсах: эти машины довели компании до банкротства

Некоторые автомобили стали провалом не из-за качества, а из-за имиджа, маркетинга или неготовности рынка.

Читать полностью »
1980‑е стали для советского автопрома временем смелых идей сегодня в 10:02

Лучшие в мире — на бумаге? Эти советские прототипы удивили бы автопром, да не успели

Десять прототипов 1980‑х в СССР опередили своё время, но из‑за экономики и политики так и не стали серийными моделями.

Читать полностью »
Autobild назвал иномарки, которые не стоит покупать с пробегом сегодня в 9:27

Стоит ли брать старую иномарку? Эти модели лучше даже не рассматривать

Немецкое издание назвало автомобили, которые не стоит покупать с пробегом — их обслуживание обойдётся слишком дорого.

Читать полностью »
Mazda не испугалась нефтяного кризиса 70-х и не отказалась от роторных двигателей сегодня в 6:26

Можно ли влюбиться в мотор? Эти агрегаты навсегда вписали себя в историю, и вот почему

Семь двигателей, которые стали легендами и оказали влияние на развитие мирового автопрома.

Читать полностью »
Покупая машину, многие ориентируются на марку, цену и внешний вид сегодня в 6:06

Они не хуже конкурентов, но продаются слабо: эти машины разочаровали даже дилеров

Пять достойных автомобилей не стали популярными, несмотря на характеристики и дизайн.

Читать полностью »
В автомобильной истории хватает машин, которые не были катастрофой, но выглядели странно сегодня в 5:54

Мода победила здравый смысл: ретро и милитари ворвались в салоны — а покупатели молча разошлись

Разбираем одиннадцать нелепых автомобильных проектов и объясняем, почему эмоции и бренд не спасают от ошибок рынка.

Читать полностью »
Популярные в 90-е автомобили завозили из-за границы сегодня в 5:26

Секонд-хенд на колёсах покорил страну: эти авто становились мечтой каждого второго

После распада СССР в страну хлынули подержанные иномарки — некоторые из них стали культовыми.

Читать полностью »
Автомобилист может определить поломку без СТО, используя чувства сегодня в 5:25

Диагностика без сервисов: водитель сам может услышать, понюхать и почувствовать поломку — главное знать, где искать

Автовладелец может сам выявить неисправности по запаху, звуку и ощущениям — главное знать, на что обращать внимание.

Читать полностью »