
Когда сплетни заразнее чумы: эпидемиологическая модель объяснила Великий страх
В журнале Nature опубликовано исследование, в котором показано, что распространение слухов и дезинформации можно анализировать с помощью эпидемиологических моделей. В качестве примера ученые рассмотрели "Великий страх" 1789 года во Франции — волну паники, ставшую одним из факторов Французской революции.
Команда исследователей применила модели, обычно используемые для изучения инфекций, к оцифрованным данным, собранным историком Жоржем Лефевром. Они рассчитали базовое репродуктивное число (R0) слухов, равное 1,5, и установили, что пик их распространения пришелся на 30 июля. Это позволило показать, с какой скоростью и интенсивностью распространялась информация в конце XVIII века.
Наиболее подверженными панике оказались жители крупных и состоятельных городов. Существенное влияние на динамику слухов оказывали грамотность населения, цены на пшеницу и концентрация земельной собственности. Пути распространения информации совпадали с почтовыми линиями и основными дорогами того времени.
Авторы подчеркивают: эпидемиологический подход позволяет рассматривать "Великий страх" не только как исторический эпизод, но и как социально-политический феномен. Такой метод анализа может быть полезен и для изучения современных процессов, связанных с распространением слухов и дезинформации.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru