
Какие прозвища дали советским авто и почему они прижились
Советские автомобили, несмотря на свою простоту и утилитарность, навсегда остались в памяти нескольких поколений не только как средство передвижения, но и как настоящие герои повседневной жизни. На фоне скромного модельного ряда у советского человека рождалась яркая ирония, и почти каждый автомобиль обретал народное прозвище. Эти имена не только прочно вошли в обиход, но зачастую вытеснили официальные названия из повседневного лексикона. Народный юмор оказался мощнее заводских паспортов.
Одной из самых известных машин своего времени стала ВАЗ-2101. Автомобиль официально именовался просто и скучно — по заводскому индексу, но в народе её стали звать копейкой. Сначала автомобиль называли единичкой, но затем прозвище трансформировалось — возможно, из-за аналогии с самой мелкой монетой. Это имя как нельзя лучше передавало статус машины: народная, доступная, простая — автомобиль на сдачу, если угодно.
Более престижная и заметная на дороге ВАЗ-2106 получила прозвище шаха. Связь с карточным жаргоном, где шестерку треф называли именно так, сделала своё дело. Машина ассоциировалась с чем-то выигрышным, крепким, даже немного статусным. Это прозвище подчеркивало её место в иерархии советского автопарка.
А вот ВАЗ-2107 не избежал насмешливого отношения. Автомобиль получил народное название ХБМ, что расшифровывалось как Хочу Быть Мерседесом. В народе говорили, что всему виной крупная хромированная решетка радиатора, сильно напоминавшая о немецких премиум-брендах. Ирония заключалась в том, что несмотря на визуальное сходство, уровень комфорта и технологий оставался на прежнем уровне.
ВАЗ-2108 стал для многих символом смены эпох, но получил неожиданно грубое прозвище — зубило. Всё дело в характерной клиновидной форме кузова, угловатой и резкой, будто вырезанной из металла строительным инструментом. Этот образ оказался настолько точным, что прочно закрепился за моделью на десятилетия.
Фургон ИЖ-2715, возможно, был одним из самых неприглядных автомобилей своего времени, но и у него появилось ласковое прозвище — каблук. Его задняя часть действительно напоминала обувной каблук, а заодно и намекала на утилитарную роль: возить, грузить, служить.
Большой и массивный ГАЗ-24, более известный как Волга, получил прозвище баржа. Автомобиль отличался внушительными размерами, и управление им действительно напоминало управление крупным речным судном. Это прозвище подчёркивало неуклюжесть, но в то же время респектабельность машины.
ЗАЗ-968 называли ушастым. Всё из-за воздухозаборников, размещённых по бокам задних крыльев, которые визуально походили на уши. Это прозвище одновременно высмеивало и одомашнивало автомобиль, делало его чем-то милым и близким, почти живым.
А вот его предшественник, ЗАЗ-965, был известен под прозвищем горбатый. Изогнутый силуэт кузова стал главной причиной такого названия. Автомобиль напоминал маленького жука, и в народной памяти остался как забавный и неуклюжий персонаж, вызывающий скорее симпатию, чем насмешку.
УАЗ-469 был настоящим тружеником и внедорожником, но и он не избежал народной фантазии. Его прозвали козликом, а иногда и бобиком. Всё дело в специфике подвески, из-за которой машина буквально подпрыгивала на кочках. Жесткий ход, неуступчивость и характерная внешность сделали своё дело.
Ну и, конечно, особое место заняла УАЗ-452, прозванная буханкой. Внешне фургон действительно походил на буханку хлеба, особенно в светло-бежевом исполнении. Это прозвище, как никакое другое, стало почти официальным — настолько оно было точным и запоминающимся.
Прозвища, которыми пользовались миллионы советских граждан, стали частью национальной культуры. Они не только отражали технические особенности машин, но и отношение к ним — с юмором, с любовью, с принятием их несовершенства. В каждом прозвище — народная интуиция, которая делает даже простое средство передвижения настоящим героем эпохи.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru