
Алюминиевый гигант против железного консерватизма: советский мотор покорил Запад
Разработка двигателя М-412 началась на МЗМА в 1964 году под руководством Игоря Окунева. К 1965 году мотор был практически готов, но документацию передали Уфимскому МЗ по организационным причинам. В ходе работы специалисты изучали зарубежный опыт, включая немецкий мотор М-10 от BMW. Несмотря на внешнее сходство с немецкой моделью, конструкция советского двигателя была существенно иной: алюминиевый блок с чугунными гильзами, другая компоновка навесных агрегатов и камеры сгорания.
Мощность, опережающая время
Мотор имел высокую степень сжатия 8,8 и требовал высокооктанового топлива, но выдавал до 80 лошадиных сил. В официальных документах указывалось 75 лошадиных сил, однако это не мешало автомобилю разгоняться до 140 км/ч и обгонять по ускорению до 100 км/ч даже ГАЗ-24. Для 1,5-литрового двигателя конца 1960-х это была выдающаяся производительность, аналогичную которой серийные моторы достигли только к началу 1990-х.
Простота и надёжность
М-412 оказался неприхотливым и долговечным. Он мог работать без долива масла между плановыми ТО, легко проходил 150-160 тысяч километров без капитального ремонта и позволял даже непрофессионалам регулировать клапаны. Съёмные чугунные гильзы облегчали капитальный ремонт, а особая конструкция предотвращала попадание масла в цилиндры, что исключало дымность.
Наследие и популярность
На базе М-412 создали множество форсированных и дефорсированных вариантов, которые использовались как в спорте, так и в сельской местности. Форсированные версии ценились автоспортсменами, а менее мощные — сельскими водителями за неприхотливость и возможность использовать бензин АИ-92. Вплоть до середины 1970-х двигатель оставался самым известным советским мотором за рубежом.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru