
Советские авто, которые вы никогда не видели — инженеры придумали модели, так и не вышедшие на дороги
Советский автопром часто критикуют за ограниченный выбор моделей. На самом деле, в СССР разрабатывались десятки интересных автомобилей, многие из которых могли изменить представление о советских машинах. Но большинство таких проектов так и остались в прототипах. В этой статье мы расскажем о малоизвестных советских автомобилях, которые так и не попали в массовое производство.
Неизвестные советские автомобили
1. НАМИ Луаз "Proto"
В 1989 году НАМИ разработал 4-местный внедорожник с усиленным стальным каркасом и съемными панелями, что облегчало ремонт. Сидения раскладывались в широкую кровать, превращая салон почти в спальню. Производство этой машины было вполне реальным, но распад СССР остановил проект.
2. НАМИ 0288 "Компакт"
Первый советский мини-кар, созданный в единственном экземпляре в 1988 году. Разгонялся до 150 км/ч и расходовал всего 6 л бензина на 100 км. Машина имела бортовой компьютер, контролирующий подвеску и другие системы. На автосалоне в Токио в 1989 году "Компакт" занял 5-е место среди 30 концепт-каров, но развал Союза помешал серийному выпуску.
3. ЗИС 112
Спорткар ЗИС-112 создавался по мотивам Buick X90, но с собственным стилем. Длина автомобиля почти 6 метров, вес — около 3 тонн. Машина не подходила для кольцевых гонок и была переделана, однако серийного производства так и не увидела.
4. Москвич 408 "Турист"
В 1964 году разработали младшего брата Москвича 408 — купе-кабриолет "Турист" с электронным впрыском топлива, двигателем мощностью 63 л. с. и скоростью до 130 км/ч. Основной недостаток — съемная пластиковая крыша, которую приходилось хранить отдельно. Выпущено всего два экземпляра.
5. "Охта"
Ленинградская разработка представляла собой трансформируемый 7-местный салон с вращающимися передними сиденьями и средним рядом, превращавшимся в столик. Фары встроены в бампер, спойлер выдвигался на высокой скорости для прижимной силы. Массовому выпуску помешал распад Союза.
6. ЗИЛ-4102
Создавался как представительский автомобиль на основе изучения Rolls-Royce Silver Spirit. Оснащался V8 на 315 л. с., разгон до сотни — за 10 секунд, современная акустика с 10 динамиками. Судьба машины решилась лично М. С. Горбачевым — проект закрыли, но один экземпляр сохранился в частной коллекции.
7. Москвичи 1980-х
Инженеры понимали отставание модели Москвич от западных аналогов. Появились новые проекты:
-
Москвич-2139 "Арбат" — первый советский 7-местный минивен.
-
Москвич-2143 "Яуза" — с необычными боковыми окнами, разделёнными на две части.
-
Москвич-2144 "Истра" — кузов из алюминия, вентиляция через форточки и кондиционер.
8. ВАЗ-2702 "Пони"
Компактный грузовой электромобиль 1974 года. Инженеры экспериментировали с обогревателем на этиловом спирте и алюминиевым каркасом. Полные испытания выявили проблемы с прочностью, вентиляцией и тормозами. Третьи испытания полностью провалились — машина развалилась прямо на глазах у испытателей.
9. ЗИЛ-118 "Юность"
Лимузин-бус 1960-х годов, созданный на базе ЗИЛ-111. Плавный ход, качественная отделка салона, 17 наград на выставке в Ницце 1967 года. Массовое производство не запускалось из-за высокой стоимости. Всего выпущено 93 автомобиля для спецзаказов КГБ, телевидения и скорой помощи.
10. МАЗ-2000 "Перестройка"
Разработка 1985 года на Минском автозаводе. Молодая команда запатентовала более 30 инноваций, многие из которых сейчас используются иностранными компаниями. Презентация на Парижском автосалоне 1988 года принесла золотую медаль, но распад Союза помешал серийному производству.
Плюсы и минусы советских прототипов
Модель | Плюсы | Минусы |
---|---|---|
НАМИ Луаз "Proto" | Простая сборка, трансформируемый салон | Не реализован серийно |
НАМИ 0288 "Компакт" | Экономичен, бортовой компьютер | Единственный экземпляр |
ЗИС-112 | Дизайн спорткара | Слишком большой вес для гонок |
Москвич 408 "Турист" | Купе-кабриолет, мощный двигатель | Крыша не помещалась в багажник |
"Охта" | 7 мест, трансформация салона | Не серийный выпуск |
ЗИЛ-4102 | Мощный мотор, акустика | Закрыт по решению руководства |
ВАЗ-2702 "Пони" | Инновационный электромобиль | Проблемы с безопасностью и надежностью |
ЗИЛ-118 "Юность" | Комфорт, престиж | Высокая стоимость |
МАЗ-2000 "Перестройка" | Технические инновации | Не пошел в серию |
Сравнение прототипов
Модель | Тип | Мощность, л. с. | Скорость, км/ч | Особенности |
---|---|---|---|---|
НАМИ 0288 "Компакт" | Мини-кар | 80 | 150 | Бортовой компьютер |
ЗИС-112 | Спорткар | 250 | 220 | Дизайн, вдохновленный Buick |
Москвич-408 "Турист" | Купе-кабриолет | 63 | 130 | Электронный впрыск |
ЗИЛ-4102 | Представительский | 315 | 200 | Акустика с 10 динамиками |
ВАЗ-2702 "Пони" | Электромобиль | 30 | 80 | Компактный грузовик |
Советы шаг за шагом
-
Решите, какой советский автомобиль интересен для коллекции или реставрации.
-
Найдите контакты частных коллекционеров или музеев.
-
Обратитесь к специализированным сервисам по восстановлению советских автомобилей.
-
Используйте оригинальные запчасти или проверенные аналоги.
-
Оцените возможность модернизации электрики, тормозов и трансмиссии для безопасной эксплуатации.
Мифы и правда
-
Миф: Все советские машины были одинаковыми и скучными.
Правда: В СССР создавались инновационные прототипы с уникальным дизайном и технологиями. -
Миф: Малые партии означают низкое качество.
Правда: Многие прототипы были технологически передовыми, но их не запустили в серийное производство по экономическим причинам. -
Миф: Электромобили в СССР не существовали.
Правда: ВАЗ-2702 "Пони" был полноценным компактным электромобилем 1974 года.
FAQ
Как выбрать советский прототип для коллекции?
Ориентируйтесь на состояние автомобиля, наличие оригинальных запчастей и редкость модели.
Сколько стоит восстановление старого советского автомобиля?
В зависимости от модели и состояния — от нескольких тысяч до десятков тысяч долларов.
Что лучше для коллекции — Москвич или ЗИЛ?
Зависит от целей: Москвич интересен как массовый автомобиль с уникальными прототипами, ЗИЛ — как представительский и престижный объект.
Ошибка → Последствие → Альтернатива
Ошибка | Последствие | Альтернатива |
---|---|---|
Игнорирование состояния кузова | Быстрое разрушение деталей | Использовать проверенные реставрационные мастерские |
Непроверенные электропроводки | Короткое замыкание, пожар | Замена на современные аналоги |
Эксплуатация прототипа без страховки | Финансовые риски | Заключить договор с музеем или специализированной страховой |
А что если…
…этот прототип был выпущен в серию? Советский автопром мог бы конкурировать с европейскими и японскими аналогами, а история отечественных машин выглядела бы совсем иначе. Некоторые идеи, опередившие своё время, могли стать технологическим прорывом в массовом производстве.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru