
Fan ID для самокатов: екатеринбуржцам предложили выдавать права на СИМ
Рост числа инцидентов с участием электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) побудил власти Екатеринбурга выступить с законодательной инициативой, способной кардинально изменить правила пользования этими транспортными средствами на федеральном уровне.
Как сообщает издание "Коммерсантъ", председатель городской думы Екатеринбурга Анна Гурарий предложила внести изменения в российское законодательство, которые обяжут всех пользователей СИМ пройти обязательную идентификацию и оформить специальную карту водителя.
Основанием для законодательной инициативы стал стремительный рост аварийности: по сравнению с прошлым годом число ДТП с участием СИМ в 2025 году увеличилось на 42,8%. Из них 65% связаны с кикшеринговыми сервисами — арендуемыми электросамокатами, которые особенно популярны среди молодежи и туристов. Именно они, по словам Гурарий, сегодня создают наиболее высокие риски на пешеходных зонах и во дворах.
В целях наведения порядка депутат предлагает ввести на уровне закона новое юридическое понятие — "водитель средства индивидуальной мобильности". Согласно проекту, граждане, желающие управлять электросамокатом или иным СИМ, должны будут пройти идентификацию через портал "Госуслуги", пройти медицинское обследование и получить персонализированную карту допуска — аналог Fan ID, который ранее применялся для контроля болельщиков на спортивных мероприятиях. Выдача карты будет возможна только с 16 лет.
Инициатива уже получила поддержку в Палате молодых законодателей при Совете Федерации, представители которой подчеркивают необходимость унификации правил движения и усиления ответственности водителей СИМ.
Стоит отметить, что некоторые российские города уже пошли на более радикальные меры. Так, в Благовещенске полностью запрещено использование электросамокатов, аналогичный запрет на прокат введён в Елабуге. В Кудрово, Ленинградская область, администрация планирует ввести запрет на любые формы передвижения на СИМ.
Между тем операторы кикшеринга в Екатеринбурге на фоне роста недовольства горожан уже снизили допустимую скорость самокатов на тротуарах до 20 км/ч. По их данным, средняя скорость движения пользователей не превышает 17-20 км/ч, а превышение фиксируется лишь у 1% клиентов.
Однако, как считает Гурарий, одних технических ограничений недостаточно. Только строгая идентификация и осознанное регулирование, подкреплённое законодательной базой, способны обеспечить безопасность на улицах городов. Если инициатива будет одобрена, Россия может стать одной из первых стран, внедривших полноценную систему контроля за пользователями СИМ по национальному масштабу.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru