Процесс оплаты по смартфону
Процесс оплаты по смартфону
Анна Антипенко Опубликована 08.10.2025 в 7:13

Проездной будущего: скоро в метро можно будет платить, просто наведя камеру

Петербургский метрополитен рассматривает внедрение оплаты проездных через СБП

В ближайшем будущем петербуржцы смогут пополнять проездные билеты прямо через Систему быстрых платежей (СБП), не используя терминалы и банковские карты.

Метрополитен уже начал поиск подрядчика, который внедрит эту технологию, — соответствующее объявление появилось 6 октября на официальном сайте подземки.

"Владельцам проездных будут предоставлены услуги по переводу средств через СБП с помощью QR-кода или платежного стикера", — говорится в техническом задании предприятия.

Такой способ оплаты позволит пассажирам мгновенно пополнять баланс транспортных карт и избавит от очередей у терминалов, особенно в часы пик.

Что планирует метро Петербурга

Метрополитен запустил мониторинг цен на оказание услуг, связанных с приёмом платежей по СБП. До 8 октября юридические лица могут направлять свои предложения и условия возможного сотрудничества.

Проект предполагает установку платёжных интерфейсов в терминалах метро, где пассажир сможет:

  • отсканировать QR-код с экрана устройства;
  • оплатить проезд через мобильное приложение банка;
  • моментально пополнить транспортную карту без комиссии.

Как это будет работать

Принцип прост: в терминале метро появится QR-код СБП, который пассажир сможет отсканировать камерой смартфона. После этого откроется окно его банковского приложения, где уже будет заполнена сумма пополнения и данные получателя. Останется только подтвердить перевод — и баланс проездного обновится в реальном времени.

"Фактически человек сможет пополнить карту прямо на платформе — без наличных, без карты и без комиссии", — пояснили в пресс-службе метрополитена.

Почему это удобно

СБП — это альтернатива традиционным картам и POS-терминалам. Она позволяет проводить переводы мгновенно и без комиссии для граждан.

А что если у пассажира нет смартфона

Для тех, кто не пользуется мобильными банковскими приложениями, сохранятся традиционные способы пополнения: через кассы, терминалы и автоматы. Новая система — не замена, а дополнение, которое расширяет выбор.

Также обсуждается вариант создания плательного стикера - компактной метки, которую можно прикрепить к телефону или бумажнику. Стикер будет работать по тому же принципу, что и QR-код, но без камеры.

Что даёт внедрение СБП городу

  1. Снижение очередей и нагрузки на кассы.
  2. Экономия на банковских комиссиях. Метро не будет платить посредникам за каждую транзакцию.
  3. Более точная статистика поездок. Все платежи автоматически фиксируются в единой системе.
  4. Рост прозрачности и безопасности. Исключается человеческий фактор при обработке наличных.

Плюсы и минусы нововведения

Плюсы Минусы
Ускоряет процесс оплаты Требуется смартфон и интернет
Без комиссии для пассажиров Возможны сбои в первые дни
Безопасно — без передачи данных карты Не все банки пока поддерживают СБП
Современно и удобно Нужен технический подрядчик и интеграция

FAQ

Когда услуга заработает?
Планируется тестовый запуск до конца 2025 года, после чего её внедрят на всех станциях.

Будет ли комиссия при оплате?
Нет, переводы через СБП для физических лиц бесплатны.

Можно ли пополнять "Подорожник"?
Да, именно для таких транспортных карт планируется внедрение системы.

Будет ли возможность оплатить поездку прямо на турникете?
Пока речь идёт только о пополнении проездных. Оплата прохода по СБП рассматривается как перспектива.

Мифы и правда

  • Миф: СБП небезопасна.
    Правда: все переводы проходят через защищённые серверы Банка России.

  • Миф: нужна отдельная регистрация.
    Правда: достаточно иметь банковское приложение с поддержкой СБП.

  • Миф: без интернета ничего не работает.
    Правда: система требует интернет, но большинство станций метро уже оснащены Wi-Fi.

Три интересных факта

  1. Петербургское метро ежегодно обслуживает более 800 миллионов поездок, и даже 1% безналичных переводов через СБП сократит очереди в часы пик.
  2. Россия стала одной из первых стран, где государственная система быстрых платежей интегрируется в транспортную сеть.
  3. В Москве СБП уже используется для оплаты парковок, такси и некоторых маршрутов МЦД — теперь очередь за Петербургом.

Исторический контекст

Безналичные технологии в петербургском метро начали внедряться в начале 2010-х. Сначала появились терминалы с банковскими картами, затем — возможность оплачивать проезд по смартфону и QR-билету.

Теперь система выходит на новый уровень: переход к единой цифровой среде, где платеж совершается напрямую — без посредников и лишних комиссий.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Школа ЛеннаМаре в Нидерландах объединяет ландшафт и уроки сегодня в 9:09
Фризский пейзаж вошёл в класс: как школа ЛеннаМаре изменила представление о современном образовании

Эта школа в Нидерландах сочетает современную архитектуру, экологичные материалы и гибкую образовательную среду, создавая пространство для обучения и общения.

Читать полностью »
Два спорткластера открыли в ЮВАО столицы — Департамент городского хозяйства сегодня в 7:01
Когда Москва делает шаг вперёд: спортпространства ЮВАО раскрывают скрытый потенциал городского досуга

В ЮВАО появились два новых спортивных кластера, которые преобразили район и предложили жителям современные возможности для активного отдыха на свежем воздухе.

Читать полностью »
Капремонт Краснопресненского путепровода восстановил движение — мэрия Москвы вчера в 23:02
Полвека нагрузки не прошли зря: в Москве обновлённый Краснопресненский путепровод задаст новый стандарт прочности

Краснопресненский путепровод прошёл капитальный ремонт и вновь открыт для движения. Разбираем, какие работы провели и зачем обновление понадобилось городу.

Читать полностью »
Благородных оленей выпустили в природу Тамбовщины — Евгений Первышов вчера в 21:52
Это событие изменило Тамбовскую область — природа вернула то, что когда-то утратила

В Тамбовской области возрождают популяцию благородных оленей, исчезнувших двадцать лет назад, сочетая природоохранные меры и развитие экотуризма.

Читать полностью »
Платный проезд по трассе М-12 в Башкирии введут с 12 декабря — Автодор вчера в 19:48
Запуск тарификации на М-12 создаёт новый баланс движения: что меняется для объездов и транзита

В Башкирии на участке трассы М-12 вводят оплату за проезд, предлагая водителям выбор между скоростным маршрутом и бесплатными альтернативами.

Читать полностью »
В Тамбовской области начнут ремонт дорог в приоритетных районах — Первышов вчера в 19:33
Ремонт дорог в Тамбовской области начнут с необычного шага — жители не ожидали такого замысла

В Тамбовской области меняют подход к ремонту дорог. Вместо равномерного распределения средств власти сделают ставку на приоритетные муниципалитеты.

Читать полностью »
Okra представила Яблочный дом в Хартфордшире как экологический учебный центр вчера в 17:10
Этот дом впитывает природу как губка: в Хартфордшире открыт проект, меняющий взгляд на строительство

Архитекторы создали в Хартфордшире необычный центр, полностью интегрированный в природный ландшафт. Он соединяет экологию, образование и практику в этих сферах.

Читать полностью »
Новая подсветка усилила выразительность исторических зданий — мэрия Москвы вчера в 15:07
Темнота уступит место акцентам: архитектурная подсветка Москвы сформирует новый визуальный ритм

В Москве расширяют архитектурную подсветку, и десятки объектов получают новое освещение. Узнаём, как световые решения меняют вид столицы.

Читать полностью »