
Установка и использование ЗПФ: что нужно знать каждому водителю для безопасности и экономии
Вы когда-нибудь задумывались, почему задние противотуманные фонари в автомобиле так важны и когда их использование действительно оправдано? Многие водители включают их просто "на всякий случай", не подозревая, что неправильное применение этих приборов не только может ослепить других участников движения, но и повлечь штраф. Давайте разберёмся, как правильно пользоваться задними противотуманными фонарями и какие правила регулируют их установку и эксплуатацию.
Зачем нужны задние противотуманные фонари
Главное отличие задних противотуманных фонарей (ЗПФ) от обычных габаритных огней — это их яркость. Они созданы для того, чтобы водитель, едущий сзади, мог лучше видеть ваш автомобиль в условиях плохой видимости. ЗПФ включают не только во время движения в тумане, дожде или снегопаде, но и при вынужденной остановке на обочине в тёмное время суток, особенно если участок дороги не освещён.
Интересный факт: в новых автомобилях задние противотуманные фонари часто идут в заводской комплектации, а вот владельцам старых машин приходится ставить их самостоятельно. При этом правила допускают установку либо одного фонаря со стороны водителя, либо двух симметрично. Один фонарь удобнее тем, что его труднее перепутать со стоп-сигналом, что снижает риск аварийной ситуации.
Когда можно включать задние противотуманные фонари
ЗПФ — это не просто опция, а обязательное оборудование для всех новых транспортных средств категорий М1 (легковые автомобили), N (грузовики) и O (прицепы). Это прописано в Техническом регламенте, который регулирует стандарты безопасности на дорогах. Кроме того, фонари обязательны для транспорта длиной более 6 метров или шириной свыше 2,1 метра.
По правилам дорожного движения (ПДД РФ, раздел 19), включать задние противотуманки разрешено в условиях недостаточной видимости, таких как:
- дождь;
- снег;
- туман;
- пыльная буря;
- задымление;
- а также в тёмное время суток при стоянке на неосвещённых участках дорог.
Включение ЗПФ одновременно с габаритными огнями или ближним/дальним светом помогает другим водителям лучше ориентироваться на дороге.
Когда использование задних противотуманных фонарей запрещено
В пункте 19.7 ПДД чётко указано: задние противотуманные фонари можно использовать только при плохой видимости. В любой другой ситуации их включение запрещено, поскольку яркий свет может слепить водителей, движущихся сзади. В отличие от передних противотуманных фар, которые можно использовать в тёмное время суток для улучшения освещения дороги, задние фонари строго ограничены по применению.
Кроме того, важен правильный монтаж и подключение противотуманных фонарей. Согласно ГОСТ 33997-2019, принятым в 2018 году:
- ЗПФ должны включаться только вместе с габаритными огнями;
- они обязаны гореть в постоянном режиме, без мигания;
- не должны дублировать функцию стоп-сигналов.
Что касается места установки, фонарь должен располагаться не ниже 25 см и не выше 1 метра от поверхности дороги. Если установка происходит самостоятельно, лучше всего монтировать фонарь в штатное место — например, в задний бампер или непосредственно под блок задних фонарей. При установке одного фонаря его размещают со стороны водителя, а при двух — симметрично.
Какой штраф грозит за неправильное использование или установку
Нарушение правил эксплуатации ЗПФ может повлечь два вида штрафов:
-
Неправильное использование. Если вы включаете противотуманные фонари при нормальной видимости или закрываете их тонировочной плёнкой, то можете получить предупреждение или штраф в размере 500 рублей по статье 12.20 КоАП РФ.
-
Неправильная установка. Например, если фонарь установлен слишком высоко, подключён к стоп-сигналам или неправильно закреплён, штраф также составит 500 рублей по статье 12.5 КоАП РФ.
Хорошая новость — в обоих случаях штраф можно оплатить со скидкой, что снижает финансовое бремя за нарушение.
Задние противотуманные фонари — важный элемент безопасности на дороге, но их применение должно быть осознанным и соответствовать правилам. Только так вы сможете обезопасить себя и других участников движения, избегая штрафов и неприятных ситуаций.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru