
Тайные связи острова Пасхи: как древние статуи связаны с другими культурами
Долгое время считалось, что Рапа-Нуи (остров Пасхи) после заселения развивался в полной изоляции. Но последние исследования археологов ставят эту теорию под сомнение. Оказывается, полинезийские острова, вопреки своей удалённости, поддерживали тесные связи, а их ритуальные практики и монументальные сооружения эволюционировали в сложном взаимодействии.
От Тонга до Рапа-Нуи: как заселялась Полинезия
Первые полинезийцы осваивали острова, двигаясь с запада на восток — от архипелагов Тонга и Самоа к центральной части Восточной Полинезии, а затем к самым отдалённым землям: Гавайям, Рапа-Нуи и Новой Зеландии.
После этой масштабной экспансии учёные предполагали, что контакты между островами прекратились, особенно для таких изолированных территорий, как остров Пасхи. Однако сходство ритуальных сооружений и традиций говорит об обратном.
Мараэ: священные пространства, которые связывали острова
Одним из ключевых элементов полинезийской культуры были мараэ — прямоугольные ритуальные площадки, которые до сих пор остаются священными для местных жителей. Но если в Западной Полинезии они выглядели довольно просто, то на Рапа-Нуи их дополнили знаменитые каменные истуканы моаи, установленные на храмовых платформах.
Профессора Пол Валлин и Хелен Мартинссон-Валлин из Уппсальского университета проанализировали археологические данные и радиоуглеродное датирование, чтобы понять, как распространялись и менялись ритуальные практики в регионе. Их исследование, опубликованное в журнале Antiquity, опровергает прежние представления о полной изоляции Рапа-Нуи.
"Статичная колонизация с запада на восток и идея о том, что Рапа-Нуи развивался в изоляции, теперь подвергаются сомнению", — говорят авторы.
Три этапа ритуальной эволюции
Учёные выдели три фазы развития ритуальных практик в Восточной Полинезии:
Первая фаза — расселение с запада на восток. Ритуалы включали захоронения и пиршества, а места их проведения отмечались каменными столбами.
Вторая фаза — появление сложных мараэ. Удивительно, но самые ранние примеры таких сооружений найдены именно на Рапа-Нуи, а уже потом они распространились обратно на запад.
Третья фаза — рост изоляции и локальные изменения. На разных островах стали возводить монументальные постройки, отражающие социальную иерархию.
"Самое важное открытие — радиоуглеродный анализ показывает, что сложные ритуальные пространства появились раньше на востоке, а уже потом вернулись в центральную Полинезию", — объясняет профессор Валлин.
Исследование доказывает: хотя заселение Полинезии действительно шло с запада на восток, дальнейшее культурное развитие было куда сложнее. Острова не просто поддерживали контакты — они обменивались идеями, и порой инновации приходили с востока, а не с запада.
"Эта работа переворачивает наши представления о развитии храмовых комплексов в Восточной Полинезии", — резюмирует профессор Валлин. "Сначала ритуальные традиции распространялись в одном направлении, но затем Рапа-Нуи сам стал источником влияния".
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru