
Петербургские автодилеры в кризисе: убытки растут, закредитованность увеличивается
Рынок автомобильных дилеров Санкт-Петербурга в 2024 году продемонстрировал тревожные тенденции, несмотря на рост выручки.
Анализ финансовых показателей 103 компаний с годовым оборотом свыше 100 миллионов рублей, проведенный "Автостатом" и освещенный "Фонтанкой", рисует достаточно пессимистическую картину. Ключевым фактором является резкое увеличение закредитованности.
За 2024 год закредитованность крупнейших автодилеров Петербурга подскочила на впечатляющие 47,6%, с 23,5 миллиарда рублей в 2023 году до 34,7 миллиарда рублей в 2024 году. Это свидетельствует, что автодилеры активно привлекают заемные средства для поддержания своей деятельности в условиях меняющегося рынка. Такой масштабный рост закредитованности это серьёзный сигнал, указывающий на потенциальные проблемы в отрасли.
Еще более тревожным является факт существенного роста убытков. В 2024 году общий убыток дилеров достиг 226,56 миллиона рублей, что на 109% больше, чем в 2023 году, и это колоссальное увеличение на 5163% по сравнению с докризисным 2021 годом, когда совокупная чистая прибыль дилеров составляла 11,5 миллиарда рублей. Разница между прибылью 2021 года и убытком 2024 года просто поражает воображение и ясно указывает на серьезный кризис.
Столь значительный разрыв между показателями 2021 и 2024 годов требует детального анализа. Вероятно, на него повлияли несколько факторов, включая изменение рыночной конъюнктуры, санкции, колебания курсов валют, дефицит комплектующих и изменения в спросе на автомобили. Необходимо также учитывать, что 2021 год был относительно благоприятным для рынка, что делает сравнение еще более показательным.
При этом общий рост кредиторской задолженности подтверждает данные о росте убытков. Почти половина прироста (47,56%) пришлась на увеличение кредиторской задолженности, которая выросла с 23,5 млрд рублей до 34,7 млрд рублей. В то же время, некоторые компании продемонстрировали особенно высокий рост закредитованности: "Экспо Кар" (987%), "М2О" (702%) и "Вагнер" (516%). Эти показатели свидетельствуют о серьезных финансовых трудностях, с которыми сталкиваются эти дилеры.
Главный вопрос для чего привлекаются эти огромные кредиты? Глава региональной общественной организации автомобилистов "СПб.Авто" Святослав Данилов объясняет, что дилеры в основном используют кредитные средства для закупки новых автомобилей и выплаты заработной платы сотрудникам. Это указывает на то, что проблемы связаны не только с падением спроса, но и с необходимостью поддержания текущей деятельности в условиях высоких расходов.
Парадоксально, но при этом общая выручка городских автодилеров в 2024 году выросла на 12,8%, достигнув 428,6 миллиарда рублей. Это на 35,3% больше, чем в 2021 году. Однако рост выручки не компенсирует огромные убытки и рост закредитованности. Более того, значительная часть этого роста выручки может быть обусловлена именно ростом цен на автомобили.
Данилов подчеркивает именно этот фактор: рост цен на машины значительно повлиял на выручку, несмотря на потенциальное снижение объемов продаж. Некоторые компании показали впечатляющий рост выручки: "Лада Кудрово" (2393%), "Карс Фэмили" (113%) и "Автополе" (106%). Однако такие показатели могут быть временными и не отражать реального состояния дел на рынке.
В целом, ситуация на рынке автомобильных дилеров Санкт-Петербурга крайне напряженная. Сочетание огромного роста закредитованности и значительных убытков при росте выручки, обусловленном прежде всего ростом цен, говорит о серьезных структурных проблемах.
По мнению Данилова, дальнейший рост закредитованности неизбежно приведет к банкротствам и сокращению числа игроков на рынке. Это означает, что рынок ждет период серьезных перемен и консолидации, который может привести к существенному изменению его структуры и ландшафта.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru