
Проверка за минуту: как самостоятельно узнать, срабатывали ли подушки в автомобиле
Вы наверняка видели эту надпись на руле или панели своего автомобиля. Под ней скрывается одно из ключевых изобретений в области пассивной безопасности. Хочется верить, что вам никогда не придётся увидеть его в работе, но понимать принцип действия — значит быть к этому готовым. Давайте разберёмся, как эта система защищает нас и что мы можем сделать, чтобы помочь ей.
От идеи до реальности
В первые десятилетия автомобильной эры о безопасности почти не думали. Машины были медленными, а их конструкция — предельно простой. Всё изменилось с ростом скоростей. Уже при 30 км/ч резкая остановка могла серьёзно травмировать водителя о детали салона. Первым ответом на этот вызов стал трёхточечный ремень безопасности, запатентованный шведским инженером Нильсом Ивар Болином. Это изобретение навсегда изменило подход к защите людей в автомобиле.
Следующим логичным шагом стала идея смягчить удар о руль или панель. В 1951 году два инженера, американец Джон Хетрик и немец Вальтер Линдерер, почти одновременно подали заявки на патент устройства, которое мы сегодня называем airbag. Их первоначальная концепция использовала сжатый воздух, но она оказалась несовершенной. Воздух наполнял мешок слишком медленно, и голова водителя всё равно ударялась о руль. Прорывом стала замена воздуха на пиропатрон. Мини-взрыв заряда позволяет наполнить подушку газом практически мгновенно.
Разнообразие систем защиты
Современный автомобиль может получить удар с любой стороны, поэтому и системы защиты эволюционировали. Простые фронтальные подушки уступили место целому комплексу элементов.
Фронтальные - самые распространённые. Они встроены в руль и переднюю панель со стороны пассажира. Срабатывают при лобовом столкновении, которое статистически является самым частым видом аварий.
Боковые расположены в спинках передних сидений или в дверях. Их задача — уберечь тело от жёсткого контакта с дверной картой и стойкой кузова при ударе сбоку.
Шторки (или головные подушки) обычно скрыты в стойках кузова или в потолке над дверями. В раскрытом состоянии они действительно напоминают штору, защищая головы пассажиров на обоих рядах сидений от удара о стекло.
Коленные подушки встречаются реже, в основном в дорогих автомобилях. Они смягчают удар коленей водителя о нижнюю часть панели приборов.
Междукресельные - относительно новое явление. Они появляются между передними сиденьями, чтобы предотвратить болезненное столкновение головами пассажира и водителя при боковом ударе.
Мгновение, которое спасает жизнь
Весь процесс срабатывания системы занимает доли секунды и происходит быстрее, чем человек успевает моргнуть. Всё начинается с датчиков удара, которые рассеяны по кузову. Они фиксируют резкое замедление или начало деформации металла.
"Система анализирует тип и силу столкновения за миллисекунды", — поясняют специалисты по безопасности.
Электронный блок получает сигнал и решает, какие именно подушки необходимо активировать. Затем следует команда на подрыв пиропатронов. В результате химической реакции выделяется большое количество безвредного азота, который и наполняет нейлоновый мешок. Тот срывает декоративную накладку и раскрывается навстречу человеку. Почти сразу через микроотверстия в материале подушка начинает сдуваться, чтобы не мешать эвакуации.
Когда защита может навредить
Самое опасное заблуждение — думать, что подушки заменяют ремни безопасности. Это абсолютно не так. Более того, для непристёгнутого человека раскрывающийся эйрбег представляет серьёзную угрозу.
Скорость вылета подушки огромна. Если вы пристёгнуты, ваше тело зафиксировано, и вы встречаетесь с уже полностью раскрытой подушкой, которая мягко гасит энергию. Если ремня нет, вы летите вперёд навстречу только что "выстрелившей" подушке. Удар может быть comparable по силе с ударом профессионального боксёра и способен нанести тяжёлые травмы шеи и головы.
Есть и другие риски. Слишком близкое положение к рулю, поза "нога на панели" или сон на заднем сиденье лёжа — всё это drastically увеличивает риск получить травму от сработавшей подушки. Также крайне важно отключать переднюю подушку пассажира, если на сиденье установлено детское кресло спиной вперёд.
На что смотреть при покупке автомобиля
К сожалению, после серьёзной аварии недобросовестные продавцы часто восстанавливают машины, не меняя подушки. Вместо них могут установить муляжи — просто пластиковые заглушки. Проверить их наличие сложно.
Сигналом может служить горящая лампа неисправности системы SRS на приборной панели. Однако её легко отключить или заменить на обманку. Самый верный способ — провести компьютерную диагностику на хорошей СТО. Визуальный осмотр требует разборки элементов салона (руля, панели, обшивки дверей), на что продавец вряд ли согласится. Помните: ваша безопасность стоит этих усилий.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru