
Крошечные, как пылинки: находка, изменившая облик древнего искусства
Студенты исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова совершили впечатляющее открытие, переосмысливающее наши представления о художественных практиках человека верхнего палеолита.
Во время археологических изысканий на Южном Урале, в рамках работы Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ, они обнаружили новый тип следов художественной деятельности — микрообъекты, размеры которых не превышают одного миллиметра.
Эти крошечные элементы, опубликованные в авторитетном журнале "Археология Евразийских степей", представляют собой отдельные точки и скопления красной охры, нанесенные на стены и, в некоторых случаях, пол подземных святилищ.
До этого открытия, палеолитические настенные изображения на Южном Урале, подобно знаменитым пещерным росписям Франции и Испании, представлялись в основном крупными фигурами животных и геометрическими символами, достигающими десятков сантиметров и даже метра в длину.
Миниатюрные рисунки встречались крайне редко, и их значение оставалось неопределенным. Находка студентов МГУ кардинально меняет ситуацию, открывая ранее неизвестный пласт художественной культуры верхнего палеолита (19-14 тысяч лет назад).
Эти микроскопические следы, порой сравнимые по размеру с точками, используемыми в современной технике татуировки dotwork, заставляют переосмыслить сам подход к изучению палеолитического искусства. В dotwork изображение создается путем нанесения множества мелких точек, формирующих рисунок, узор или градацию тона.
Аналогичный принцип, судя по всему, применялся и древними художниками Южного Урала, хотя, конечно, мы можем лишь строить предположения о техниках и инструментах, которые они использовали. Стоит отметить, что подобные по размерам, но, вероятно, имеющие другое происхождение, следы были обнаружены также на полу пещер.
Аспирант кафедры археологии исторического факультета МГУ и специалист по палеолитическим краскам Юлия Анисовец, подчеркивает значение этой находки. Она поясняет, что раньше крошечные крупинки пигмента часто рассматривались как случайные остатки, обломки или следы приготовления красок.
Теперь же становится ясно, что многие из них могли играть самостоятельную роль в создании художественных образов. Систематическая фиксация этих микрообъектов, их размеров, форм, текстуры и цвета, позволяет реконструировать перемещения и действия палеолитических художников внутри святилищ, включая возможные ритуальные практики.
Новая методика исследования, примененная экспедицией, предполагает фиксацию всех заметных глазу следов человеческой деятельности в пещерах. Это комплексное изучение ансамблей южноуральских пещер позволило выявить новые поисковые критерии и закономерности распределения следов человеческой деятельности.
Такой подход привел к обнаружению значительного разнообразия изобразительных практик, которые не были связаны напрямую с традиционно понимаемыми настенными изображениями.
Руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции исторического факультета МГУ Владислав Житенев отмечает, что серия подобных находок в трех разных пещерах указывает на существование в эпоху палеолита отдельной, или нескольких близких, художественных практик, связанных с нанесением на стены и потолок крайне мелких цветных точек, которые не формируют привычных для современного наблюдателя целостных изображений. Это значительно расширяет наше понимание художественного творчества древнего человека.
Одним из важных результатов работы стало переосмысление подхода к подсчету настенных изображений в пещерах Южного Урала. Особенности сохранения художественных ансамблей, особенно в Каповой пещере, делают этот процесс чрезвычайно сложным и длительным.
В Игнатьевской и Серпиевской пещерах ситуация несколько проще, но и там необходимы дополнительные исследования. Открытие микрообъектов подчеркивает необходимость более внимательного и детального изучения каждого сантиметра поверхности пещер, включая микроскопический уровень.
Это требует применения новых технологий и междисциплинарного подхода, объединяющего усилия археологов, антропологов, искусствоведов и специалистов в области масс-спектрометрии и других аналитических методов.
Дальнейшие исследования, несомненно, приведут к новым открытиям и еще более глубокому пониманию духовного мира и художественных возможностей людей каменного века. Микрообъекты на Южном Урале — это лишь начало нового этапа в изучении палеолитического искусства.
Изучение этих микроследов поможет расширить наше понимание символического мышления, ритуальных практик и социальной организации древних сообществ. Это открытие подталкивает нас к более внимательному и всестороннему изучению археологических памятников, используя современные методы исследования.
Мы только начинаем раскрывать тайны микромира палеолитического искусства, и перед нами открываются новые перспективы для увлекательных и важных исследований.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru