
Опасный миф: образование не защищает от снижения когнитивных способностей
Долгое время считалось, что образование является одним из главных способов защиты от старения мозга. Однако новое международное исследование, опубликованное в журнале Nature Medicine, поставило эту гипотезу под сомнение. Об этом сообщает издание со ссылкой на анализ данных более чем 170 000 человек из 33 стран.
Исследование показало, что высокий уровень формального образования не влияет на скорость снижения когнитивных функций с возрастом. Хотя образованные люди действительно начинают с более высокого интеллектуального уровня, со временем их когнитивные функции ухудшаются с той же скоростью, что и у менее образованных людей.
Профессор Давид Бартрес-Фаз из Барселонского университета объясняет это так: образование даёт фору на старте, но не замедляет темп "бега". Анализ охватил 420 000 нейропсихологических тестов и данных МРТ, собранных в 27 лонгитюдных когортах по всему миру за период до 28 лет наблюдений.
Участники проходили тесты на память, мышление и скорость обработки информации. У образованных людей были немного больше области мозга, связанные с памятью, но во всех группах наблюдалось параллельное снижение функций. Нейропсихолог Габриэле Каттанео считает, что когнитивный уровень скорее отражает врождённые особенности, чем защитный эффект обучения.
Авторы подчёркивают, что образование важно, но его недостаточно для защиты мозга от старения. Необходим комплексный подход: физическая активность, социальные связи, тренировка мозга и профилактика сосудистых заболеваний.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru