
NASA приближается к эре тихого сверхзвука: X-59 прошёл серию наземных испытаний
В ангаре Lockheed Martin Skunk Works в Калифорнии инженеры NASA завершили серию комплексных наземных испытаний экспериментального самолёта X-59 QueSST.
Эти проверки стали частью программы Low-Boom Flight Demonstrator, цель которой — доказать: сверхзвуковые полёты могут быть не только быстрыми, но и "вежливыми" по отношению к земле.
Тесты проводились без запуска двигателя и получили условное название "алюминиевая птица". Инженеры проверяли работу ключевых бортовых систем, моделировали полётные сценарии и намеренно симулировали отказ оборудования. По словам Йохана Лина, ведущего специалиста NASA из Исследовательского центра имени Армстронга, это позволило оценить реакцию самолёта и пилота в нештатных ситуациях без риска и затрат, характерных для традиционных стендовых испытаний.
Проект X-59 отличается необычной аэродинамикой: удлинённый фюзеляж и передние горизонтальные оперения рассчитаны на то, чтобы уменьшать громкость ударной волны при переходе звукового барьера. Идея — заменить громкий "сверхзвуковой хлопок" едва различимым шумом.
По конструкции X-59 — настоящий Frankenstein от авиации. Его кабина и катапультное кресло заимствованы у реактивного учебного самолёта T-38 Talon, а шасси — у истребителя F-16 Falcon. Оснащать машину будут турбореактивным двигателем General Electric F-414: он позволит развивать скорость до 1,5 Маха (около 1590 км/ч) и держать крейсерские 1,42 Маха (1510 км/ч) на высоте 16 800 метров. При длине 30,4 метра и размахе крыльев 9 метров X-59 должен стать наглядным примером нового подхода к сверхзвуковой авиации.
Следующий этап — полноценные лётные испытания. Если проект окажется успешным, он может заложить основу для возвращения гражданских сверхзвуковых полётов — на этот раз без оглушительного сопровождения, мешающего жителям на земле.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru