
Под Москвой — другой город: кто живёт и работает под землёй, где нет улиц, но кипит жизнь
Под Москвой — целый подземный город, где вместо улиц пролегают трубы, кабели и силовые линии. Эти коммуникационные коллекторы, созданные для защиты инфраструктуры и удобного обслуживания без раскопок, отмечают 85-летие со дня появления первых сооружений. Об этом сообщил мэр столицы Сергей Собянин в мессенджере Max.
Как всё начиналось
Первые коммуникационные коллекторы появились в Москве ещё в 1940 году. Тогда инженеры искали способ разместить инженерные сети безопасно и долговечно, чтобы не нарушать городскую застройку при ремонтах. Сегодня общая протяженность этой подземной системы достигает 819 километров — столько же, сколько от Москвы до Казани.
"По сути, это подземный город, который защищает важнейшие коммуникации от внешних воздействий и позволяет обслуживать их без нарушения ландшафта", — написал Сергей Собянин.
В коллекторах размещены водопроводные и тепловые трубы, электрические кабели и линии связи. Такая организация делает эксплуатацию инженерных сетей безопаснее и экономичнее, а также снижает нагрузку на городскую поверхность.
Почему Москва стала пионером такого подхода? Ещё в середине XX века плотная застройка центра требовала новых решений. Тогда и появилось направление подземного строительства, которое позже переняли другие города России.
Рост сети и технологические обновления
С 2010 года развитие инфраструктуры ускорилось. По словам мэра, за этот период было построено почти 300 км новых коллекторов, а старые участки получили обновлённое оборудование.
Современные коллекторы оснащаются системами автоматического пожаротушения, видеонаблюдения и датчиками состояния воздуха и температуры. Это повышает безопасность и позволяет оперативно реагировать на возможные неисправности.
За состоянием крупнейшей в мире сети следит АО "Москоллектор". В его распоряжении работает объединённая диспетчерская служба, контролирующая систему в круглосуточном режиме.
Какие объекты считаются уникальными? Среди них коллектор от подстанции "Пресня", проложенный под руслом Москвы-реки, и коллектор "Коммунарка", рассчитанный на прокладку инженерных сетей протяжённостью до 130 километров. Такие проекты демонстрируют, насколько сложными могут быть подземные сооружения мегаполиса.
Подземная инфраструктура будущего
Мэр подчеркнул, что развитие коллекторов не останавливается. В ближайшие пять лет в планах — строительство и ввод в эксплуатацию ещё 37 км новых объектов, а также реконструкция и техническое обновление более 330 км существующих линий.
Эти меры позволят не только увеличить надёжность снабжения, но и подготовить инфраструктуру к росту городских кварталов, особенно на новых территориях.
А что если бы Москва не развивала коллекторы? Тогда при каждом ремонте или аварии пришлось бы вскрывать дороги, перекрывать движение и тратить недели на восстановление покрытия. Современные решения позволяют проводить обслуживание без вмешательства в городскую жизнь.
По словам специалистов, такая система обеспечивает Москве статус одного из мировых лидеров по развитию подземной инженерной инфраструктуры.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru