
Колёса добрались до Арктики: микрочастицы шин мутируют гены морских животных
Исследователи Дальневосточного федерального университета и Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина впервые подробно изучили, как износ автомобильных шин и асфальтовых покрытий отражается на экологии Северного Ледовитого океана.
Работа показала: даже в самых удалённых арктических морях фиксируются частицы, связанные с автомобильным транспортом. Это открытие ставит новые вопросы о безопасности уникальных экосистем региона.
Что выяснили учёные
В течение трёх лет специалисты исследовали воды Баренцева, Печорского, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Пробы собирались на поверхности моря, где скапливаются микрочастицы пластика и резины.
Полученные данные подтвердили: продукты износа шин достигают Арктики, воздействуют на геном морских животных, вызывая мутации, и в перспективе могут попадать в организм человека.
"Микропластик представляет собой глобальную экологическую проблему, требующую глубокого изучения, понимания качественных и количественных показателей этого загрязнения, условий его накопления и возможных последствий воздействия на живые организмы. Чтобы оценить распределение и концентрацию микрочастиц было отобрано более 100 проб воды в поверхностных водах арктических морей, проведена обработка и идентификация найденных частиц с помощью методов спектрофотометрии, и выделены те из них, которые потенциально могут входить в состав шин. В преддверии активного развития и эксплуатации Северного морского пути работа является весьма актуальной с точки зрения обеспечения экологической безопасности уязвимых экосистем арктического региона", — пояснила д. т.н., профессор ДВФУ Яна Блиновская.
Как проводилось исследование
Для анализа применялись методы спектрофотометрии. Учёные сопоставляли химический состав обнаруженных фрагментов с известными компонентами шин и дорожных покрытий. Более 100 проб показали, что частицы действительно имеют антропогенное происхождение.
При этом загрязнения фиксировались не только вблизи судоходных маршрутов, но и в удалённых зонах, куда они могли попасть с океанскими течениями и ветровыми потоками.
Советы шаг за шагом: как снизить нагрузку на природу
- Своевременно менять шины, не доводя их до сильного износа.
- Выбирать качественные покрышки с более долговечным составом резины.
- Не жечь старые шины, а сдавать их в специализированные пункты утилизации.
- При выборе автомобиля учитывать возможность использования шин с пониженным сопротивлением качению.
- Поддерживать дороги в хорошем состоянии — разрушенное покрытие усиливает образование пыли.
Плюсы и минусы выявления загрязнений
Плюсы | Минусы |
Есть научные данные для принятия мер | Подтвержден факт загрязнения даже в Арктике |
Возможность разработать новые технологии шин | Последствия для генома животных уже зафиксированы |
Повышение внимания к переработке отходов | Проблема носит глобальный характер и сложна в решении |
FAQ
Можно ли полностью исключить частицы шин в природе?
Нет, но можно снизить их количество за счёт новых технологий и переработки.
Как микрочастицы попадают в Арктику?
С потоками воды, ветра и при транспортировке по Северному морскому пути.
Может ли человек пострадать напрямую?
Да, микропластик обнаружен в морепродуктах, которые употребляют люди.
Мифы и правда
-
Миф: Микропластик оседает только в городах.
Правда: частицы находят даже в удалённых арктических морях. -
Миф: Мелкие частицы безвредны.
Правда: они воздействуют на геном животных и могут накапливаться в организме. -
Миф: Шины не влияют на экологию, проблема только в пластиковых бутылках.
Правда: износ шин — один из крупнейших источников микропластика в мире.
3 интересных факта
- По оценкам европейских учёных, до 30% микропластика в океане связано именно с автомобильными шинами.
- Ветер способен переносить частицы на тысячи километров, включая полярные регионы.
- Некоторые производители уже разрабатывают биоразлагаемые прототипы шин.
Исторический контекст
О микропластике впервые заговорили в середине XX века, когда начали изучать последствия массового использования синтетических материалов.
В 1970-х экологи зафиксировали микрочастицы в океанах, но тогда внимание уделялось в основном упаковке. Сегодня понятно, что огромную роль играют и автомобильные шины, ставшие символом индустриальной эпохи.
А что если…
А что если проблема будет игнорироваться? Микропластик станет накапливаться в морских экосистемах, что приведёт к мутациям у животных, изменению пищевых цепочек и угрозе здоровью человека. В долгосрочной перспективе это может сказаться и на качестве рыбы и морепродуктов, поступающих на рынок.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru