
ЮУрГУ разработал методику выявления одаренности у дошкольников
Ученые Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) совершили настоящий прорыв в области детской психологии, разработав и успешно протестировав уникальную методику выявления одаренности у детей дошкольного возраста.
Данная методика, созданная в научной лаборатории "Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности", представляет собой революционный подход к ранней диагностике интеллектуальных и творческих способностей у детей.
Она позволяет определить, какие дети наиболее готовы к интенсивным образовательным программам еще до поступления в школу. Доктор психологических наук Вера Грязева-Добшинская подчеркивает ее исключительность среди мировых аналогов.
Ключевое отличие этой методики заключается в ее комплексном подходе. В отличие от большинства существующих тестов, которые фокусируются на одном аспекте одаренности.
Например, только на интеллектуальных способностях или креативности, разработка ученых ЮУрГУ позволяет одновременно оценить три ключевых компонента: интеллект, креативность и мотивацию. Это дает гораздо более полную и объективную картину потенциала ребенка, позволяя выявлять не только высокий IQ, но и скрытые таланты.
Способность к нестандартному мышлению и, что крайне важно, внутреннюю мотивацию к обучению, желание учиться и развиваться. Это комплексное исследование дает гораздо более глубокое понимание способностей ребенка, чем простое измерение уровня IQ.
Тест ранней интеллектуально-творческой одаренности, разработанный командой ЮУрГУ, представляет собой две параллельные формы, каждая из которых включает восемь субтестов. Эти субтесты разработаны таким образом, чтобы охватить широкий спектр способностей. Включая задания, направленные на оценку счетно-вычислительных навыков, что позволяет оценить математические способности ребенка.
В то же время, тест включает задания, направленные на оценку вербальных способностей, определяя степень развития словесно-логического мышления, богатство словарного запаса и понимания семантики слов. Это позволяет выявить склонность к гуманитарным наукам и ранние познавательные устремления в этой сфере.
Теоретической основой методики послужили работы двух гигантов психологии: операциональная концепция развития интеллекта Жана Пиаже и концепция структуры интеллекта Джоя Пола Гилфорда.
Пиаже известен своими исследованиями стадий когнитивного развития, а Гилфорд внес значительный вклад в понимание структуры интеллекта, разделив его на множество факторов. Использование этих фундаментальных теорий гарантирует научную обоснованность и надежность разработанной методики.
Более того, в отличие от многих академических тестов, эта методика не похожа на скучное академическое задание. Напротив, все шкалы теста построены в игровой форме, что делает процесс тестирования не только информативным, но и увлекательным для ребенка.
Игровой, занимательный характер заданий исключает стресс, создавая комфортную и непринужденную атмосферу, что позволяет получить наиболее точные результаты. Это особенно важно для дошкольников, которые могут быть чувствительны к формальному тестированию.
Разработчики тщательно продумали каждый аспект методики, стремясь к максимальной объективности и надежности. Двух параллельных форм достаточно для проведения повторного тестирования и проверки результатов.
Игровой подход делает тест привлекательным для детей, а сочетание различных типов заданий обеспечивает всестороннюю оценку интеллектуальных, творческих и мотивационных компонентов одаренности.
Таким образом, методика ЮУрГУ представляет собой ценный инструмент для раннего выявления одаренных детей, помогая педагогам и родителям эффективнее развивать потенциал ребенка и направлять его обучение по наиболее подходящей траектории. Это позволяет максимизировать его способности и достижения в будущем.
Раннее выявление одаренности дает возможность своевременно предоставлять ребенку специальные образовательные программы и создавать индивидуальные условия для развития его талантов, способствуя расцвету его интеллектуального и творческого потенциала.
В итоге эта методика является не просто тестом, а инструментом для построения индивидуальной траектории обучения и развития каждого ребенка.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru