
Секрет дальнобойщиков: как проехать лишние 100 км на одном баке без допоборудования
Что может быть хуже, чем увидеть, как стрелка топливного датчика опускается до нуля посреди безлюдной трассы, где до ближайшего жилья — сотни километров? Эта мысль заставляет нервно сжимать руль даже бывалых путешественников. Однако паника — плохой советчик. Гораздо эффективнее заранее подготовиться к возможным неожиданностям и знать, как действовать, если проблема всё же настигла.
Как подготовиться к дальней дороге
Полностью обезопасить себя от всех сюрпризов в пути невозможно, но минимизировать основные риски — вполне по силам каждому водителю. Первое и главное правило — тщательно проверьте автомобиль перед выездом. Убедитесь в исправности топливной системы: бак должен быть сухим, трубки — без следов коррозии, а шланги — без трещин. Крайне важно, чтобы датчик уровня топлива работал корректно. Если вы давно откладывали какой-то ремонт, самое время сделать его до путешествия.
Не менее важно заранее продумать график заправок. Изучите карту маршрута и отметьте для себя точки, где вы будете пополнять бак. Это простое действие избавит от лишнего стресса в дороге.
Интересный факт: согласно ПДД, перевозка топлива вне бака разрешена только в специально предназначенных для этого металлических или пластиковых канистрах. Использование обычных пластиковых бутылок не только опасно, но и может повлечь за собой штраф.
Надёжный союзник: канистра с топливом
Вне зависимости от сезона, в длительную поездку стоит взять с собой запас горючего. Стандартная канистра объёмом от 5 до 20 литров может стать настоящим спасением. Главное, чтобы тара была герметичной и имела плотно закрывающуюся крышку.
Учтите, что большинство заправок откажутся наливать бензин в большие пластиковые бутылки из-под воды или в непредназначенные для этого ёмкости. Причина — в способности пластика накапливать статическое электричество, что создаёт риск возгорания. Поэтому озаботьтесь покупкой правильной канистры заранее. Если не знаете, где её найти, просто заедьте на любую АЗС — там наверняка найдётся подходящий вариант.
Особый случай — путешествия за границу. Заранее изучите нормы провоза топлива в странах назначения. К примеру, в государствах Евросоюза разрешено ввозить не более 10 литров в канистре, а в Грузии любая перевозка горючего вне бака и вовсе запрещена.
Справка. Как залить топливо из канистры
Чтобы избежать разливов и не испачкать машину, используйте специальную воронку. Если её нет под рукой, можно быстро сделать импровизированную из пластиковой бутылки: отрежьте верхнюю часть, открутите крышку и вставьте в горловину бака. Не забудьте надеть перчатки!
В современных авто горловина часто прикрыта подпружиненной заслонкой. Её можно аккуратно открыть с помощью подходящего стержня или палочки. Держите канистру боком, горловиной кверху — это уменьшит количество брызг. Заливайте топливо равномерным потоком, не переворачивая тару полностью.
Контроль расхода в пути
Во время самого путешествия регулярно следите за указателем уровня топлива. Не откладывайте заправку до последнего момента. Помните, что загородный режим езды часто меняет расход: он может как уменьшиться благодаря равномерному движению, так и возрасти из-за встречного ветра или подъёмов. Предугадать это сложно.
Заезжайте на АЗС при каждой удобной возможности, особенно если видите, что в баке осталось меньше четверти. В некоторых регионах заправки могут отсутствовать на протяжении сотен километров. Опытные автомобилисты советуют никогда не опустошать бак больше чем наполовину.
Хотя вдоль трасс обычно стоят знаки, указывающие расстояние до АЗС, полагаться на них стоит с оглядкой. Лучше ориентироваться на данные бортового компьютера о запасе хода (если он есть), но и его показания не являются абсолютной истиной.
Есть и народный способ контроля — с помощью суточного одометра (того самого сбрасываемого счётчика пробега). Обнулите его сразу после полной заправки, а на следующей АЗС вы точно будете знать, сколько километров проехали на одном баке. Это поможет точнее планировать остановки.
Насколько можно доверять горящей лампочке
Индикатор резерва топлива обычно загорается, когда в баке остаётся менее 10% горючего — примерно от 4 до 8 литров в зависимости от модели авто. На итоговый запас хода влияет множество факторов: давление в шинах, загрузка автомобиля, рельеф местности и стиль вождения.
При спокойной езде по трассе средний расход у большинства легковых машин колеблется от 6 до 10 литров на 100 км. Это значит, что с момента загорания лампочки вы сможете проехать в среднем от 50 до 100 км. Лучше ориентироваться на меньшие значения. Даже когда стрелка упрётся в ноль, а на дисплее появятся прочерки, автомобиль проедет ещё несколько километров.
Однако полное опустошение бака вредно для автомобиля: грязь со дна может засорить топливный фильтр, а насос, лишившись естественного охлаждения (которое обеспечивает само топливо), рискует перегреться и выйти из строя.
О скором окончании топлива подскажет и поведение машины: тяга станет пропадать, появится вибрация, двигатель может заглохнуть на подъёме или в повороте, а затем снова запуститься. При таких симптомах лучше сразу съехать на обочину. Если до заправки далеко, припаркуйтесь и сохраните остатки топлива для обогрева салона, а сами займитесь поиском помощи.
Экономим топливо с умом
Ваш стиль вождения напрямую влияет на прожорливость автомобиля. Расход резко возрастает при агрессивной езде: частых обгонах, резких ускорениях и торможениях, работе двигателя на высоких оборотах.
Двигайтесь плавно и предсказуемо, избегайте резких манёвров. На затяжных спусках можно убрать ногу с педали газа, но не стоит переключаться на нейтральную передачу — это не сэкономит много топлива, но может привести к потере контроля над авто.
Снижайте энергопотребление: работающие на полную мощность кондиционер или обогревы сидений и стекол отбирают у мотора лишние силы, сокращая запас хода на те самые, жизненно важные километры. Если в автомобиле есть экологичный режим движения ("Eco"), активируйте его — динамика разгона смягчится, но расход снизится заметно.
Чрезвычайная ситуация: что делать, если бензин закончился
Если избежать неприятности не удалось и двигатель заглох, главное — сохранять спокойствие. Паника только мешает действовать рационально.
Безопасно остановитесь. При первых признаках потери тяги постарайтесь сразу съехать на обочину.
Обозначьте своё местонахождение. Немедленно включите аварийную сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.
Оцените обстановку. Найдите на карте ближайшую АЗС. Если она в нескольких минутах ходьбы (или в нескольких километрах), можно дойти до неё пешком с канистрой.
Попросите о помощи. Если заправка далеко, попробуйте остановить попутные машины. Вежливо объясните ситуацию — возможно, вас подвезут или даже поделятся небольшим запасом топлива.
Воспользуйтесь технологиями. На платных трассах (например, на М-11 или ЦКАД) действуют собственные службы аварийной помощи, которые бесплатно доставят вас до заправки и обратно вместе с канистрой. Можно вызвать и частные службы подвоза топлива.
Звоните 112. Это основной экстренный номер, который работает даже при отсутствии сети вашего оператора или заблокированной SIM-карте. Специалисты службы спасения осуществят эвакуацию. Если ваш автомобиль оснащён кнопкой системы ЭРА-Глонасс, не медлите — нажмите её.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru