Ралли, гонки
Ралли, гонки
Дмитрий Толстенёв Опубликована 23.05.2025 в 4:07

Как Лада Самара из Англии покоряла раллийный кросс и выиграла чемпионат — невероятная история

Таинственная раллийная Лада Самара из Англии: малоизвестная история гонок

Редактор "Мотора" Василий Костин, давно увлечённый историей отечественных автомобилей в зарубежном автоспорте, вновь представил своим читателям уникальный материал. На этот раз он рассказал малоизвестную и при этом весьма увлекательную историю о ралли-кроссовой "Ладе Самаре", которая выступала в Великобритании. Для Костина советские автомобили за рубежом всегда обладали особой притягательностью. По его мнению, узнаваемые модели, попадая в совершенно непривычную обстановку, приобретают совершенно иной характер. Он приводил в пример случаи, когда "Самара" появлялась на уругвайских пампасах или "Нива" с правым рулём участвовала в рейдах по австралийским пустошам. Такие истории часто сопровождаются не только техническими деталями, но и удивительными человеческими судьбами. В частности, редактор напомнил о гонщике-авантюристе из Англии Тони Ланфранки, который сумел выиграть кузовной чемпионат на Москвиче, а также отметил высокотехнологичные проекты вроде Lada Samara T3 с мотором Porsche. Но нынешняя "Самара" интересна сразу по нескольким причинам: её история объединяет техническую изобретательность, спортивные успехи и личные усилия тех, кто стоял за рулём и под капотом.

До того, как заинтересоваться этим автомобилем, Костин считал, что хорошо знаком с историей вазовских машин в британском автоспорте. Он перечислил основные факты: популярный монокубок Lada Challenge на заднеприводных "Жигулях", несколько мощных "Самар" группы А, подготовленных для ралли, а также успешные выступления в кольцевых гонках. Однако, обнаружив на одной из старых фотографий "восьмёрку" с правым рулём и каркасом безопасности, украшенную в стиле Lancia Delta Integrale и подписанную как "Lada Samara 4x4", он понял, что эта машина относится к ралли-кроссу, и начал более детально её изучать.

Проблема заключалась в том, что ралли-кросс в Англии не получил такой же широкой документации, как более крупные гоночные серии или мировые раллийные чемпионаты. Информацию приходилось собирать из старых английских журналов и воспоминаний очевидцев. В результате, Костину удалось установить, что в начале 1990-х за рулём этой "Самары" выступал молодой и талантливый гонщик-любитель Ричард Уоттс. В 1994 году он стал чемпионом британской ралли-кроссовой серии BTRDA, которая представляла собой клубную лигу. Информации о выступлениях было немного, но редактору повезло связаться с Дэвидом Плейфортом — человеком, который обслуживал эту машину на протяжении нескольких сезонов. Дэвид рассказал, что познакомился с Уоттсом в 1992 году, когда тот обратился за советом по улучшению тормозной системы, и вскоре стал техническим директором гоночной команды.

Ричард начинал свою карьеру за рулём Ford Escort Twin Cam, но уже в 1992 году переключился на "Самару". В том регионе — Бридлингтон — располагался вазовский центр импорта с большим опытом подготовки раллийных "Самар". Машина была недорогой и доступной, а Lada Cars UK выделила несколько кузовов и запчастей, что было немаловажно для команды, финансировавшейся в основном за счёт семьи Уоттса, владевшей карьером. Машина принадлежала к младшему классу с мотором до 1600 кубических сантиметров и приводом на одну ось. Первые версии "Самары" собирались силами команды, используя доработанный вазовский 1,5-литровый двигатель и различные мелкие тюнинговые решения.

Позже машина получила серьёзную модернизацию, порученную уважаемой фирме Spec Fab. В итоге гоночный автомобиль весил всего 750 кг, благодаря каркасу в задней части и алюминиевым полам. Капот и расширители арок были изготовлены из стеклопластика, а кузов очистили от лишней мастики и шумоизоляции. Передняя подвеска сохранила базовую схему Макферсона, но была усилена, а сзади установили оригинальную независимую подвеску с настройкой углов и лёгкой конструкцией.

Особое внимание было уделено двигателю, за которым стоял известный инженер Ричард Лонгман. Он внёс в двигатель вазовской "Самары" облегчённый и отбалансированный коленвал, увеличил клапаны в головке, использовал поршни от Lotus Twin Cam, а также установил систему зажигания Lumenition и карбюраторы Weber. Мотор развивал до 150 лошадиных сил на колёсах и мог раскручиваться до 8800-9000 оборотов в минуту. Коробка передач была гоночной с прямозубыми шестернями и самоблокирующимся дифференциалом. Несмотря на отсутствие полного привода, передаточные числа были специально подобраны для быстрого старта, а максимальная скорость достигала около 170 км/ч.

С первых же гонок "Самара" вызывала удивление у зрителей и соперников. Уоттс оказался очень талантливым пилотом, способным конкурировать с более мощными автомобилями и грамотно эксплуатировать машину. Одним из запоминающихся эпизодов стала гонка в Брэндс-Хэтч, где он попал в суперфинал и держался на третьем месте, уступая лишь представителям старших классов. По итогам сезона 1993 года он занял четвёртое место в британском ралли-кроссовом чемпионате в классе Modified 1600. В следующем году пилот пересел на более мощный Vauxhall Nova и одержал победу в своём классе.

История на этом не закончилась. Команда Dave Cook Racing Services подготовила следующую эволюцию гоночной "Самары", усилив её тормозную систему тормозами AP Racing с шестипоршневыми суппортами от Vauxhall Vectra класса Supertouring. Именно на этом автомобиле Уоттс и выиграл титул в BTRDA. После этого пилот продолжил карьеру на полноприводном Ford Escort RS Cosworth, но его "Лада Самара" осталась с ним — по словам Дэвида Плейфорта, она до сих пор стоит в гараже гонщика.

Так редкий и необычный пример советского автомобиля, адаптированного к ралли-кроссовым гонкам Англии, получил заслуженное внимание. Эта история — не просто про машину, а про сочетание упорства, таланта, технической находчивости и любви к автоспорту, которая выходит далеко за рамки привычных представлений о "железе из СССР".

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Направленные шины необходимо устанавливать по схеме — автоэксперт сегодня в 9:53
Одна ошибка во время шиномонтажа — и руль начало трясти на скорости. Мелочь, из-за которой всё пошло не так

Смена резины — не рутина: 8 правил, которые спасут от вибрации, проколов и даже ДТП при неправильной затяжке колёс.

Читать полностью »
В 20% случаев яркость фар превышает допустимый порог — Минтранспорта Великобритании сегодня в 8:58
Невидимая угроза на каждой трассе: безобидный элемент дороги оборачивается кошмаром для мотоциклистов

Светодиодные фары, ставшие нормой на дорогах, ослепляют сильнее прежних и повышают риск аварий. Почему яркость стала угрозой и что можно изменить.

Читать полностью »
Нарушение вентиляции фар приводит к образованию тумана — инженер Константин Поверин сегодня в 5:15
Снял крышку — а там вода: причина оказалась не в дождях, а в одной мелочи, про которую забывают все

Незаметный туман внутри автомобильной фары часто превращается в сигнал скрытой поломки. Что происходит, если его игнорировать, и как вернуть оптике сухость.

Читать полностью »
Сервисы зафиксировали рост отказов в ремонте китайских авто — автоэксперты сегодня в 4:15
Страховые ремонты превращаются в квест: китайские машины вскрыли слабое место системы

РОАД настаивает на том, чтобы китайские автопроизводители раскрыли технические данные для ремонта. Инициатива может заметно изменить страховые процедуры.

Читать полностью »
Шины без дисков хранят вертикально, колёса в сборе — в стопке: Дзен-канал Сравни сегодня в 3:10
Отнёс шины в гараж, но один нюанс уничтожил бы весь комплект — хорошо, что заметил вовремя

Как правильно хранить шины и колёса в сборе: условия, подготовка, типичные ошибки и советы, которые помогут сохранить резину до следующего сезона.

Читать полностью »
Незамерзайка помогает на морозе с прилипшими дворниками — автоблогеры сегодня в 1:56
Примерзли дворники? Не включай: после этого лайфхака перестал царапать стекло льдом и сэкономил на новых щётках

Даже новые дворники могут выйти из строя на морозе. Рассказываем, как перевести стеклоочистители в зимний режим и защитить их от примерзания.

Читать полностью »
Остров Мэн и Германия предоставляют возможность ездить без ограничений скорости сегодня в 0:51
Свобода под колесами: эти два региона Европы до сих пор позволяют ехать без ограничений скорости

Две территории Европы по-прежнему позволяют водителям ехать без ограничений. Почему Германия и остров Мэн сохраняют право на скорость вопреки общему тренду.

Читать полностью »
Водители используют минеральную воду для размораживания и чистки стекол — блогер вчера в 22:54
Хотите быстро разморозить стекло авто зимой? Этот способ спасет, но только в этих редких случаях

Как минеральная вода помогает бороться с обледенением и загрязнениями на лобовом стекле? Ответы на вопросы водителей в статье.

Читать полностью »