Ралли, гонки
Ралли, гонки
Дмитрий Толстенёв Опубликована 23.05.2025 в 4:07

Как Лада Самара из Англии покоряла раллийный кросс и выиграла чемпионат — невероятная история

Таинственная раллийная Лада Самара из Англии: малоизвестная история гонок

Редактор "Мотора" Василий Костин, давно увлечённый историей отечественных автомобилей в зарубежном автоспорте, вновь представил своим читателям уникальный материал. На этот раз он рассказал малоизвестную и при этом весьма увлекательную историю о ралли-кроссовой "Ладе Самаре", которая выступала в Великобритании. Для Костина советские автомобили за рубежом всегда обладали особой притягательностью. По его мнению, узнаваемые модели, попадая в совершенно непривычную обстановку, приобретают совершенно иной характер. Он приводил в пример случаи, когда "Самара" появлялась на уругвайских пампасах или "Нива" с правым рулём участвовала в рейдах по австралийским пустошам. Такие истории часто сопровождаются не только техническими деталями, но и удивительными человеческими судьбами. В частности, редактор напомнил о гонщике-авантюристе из Англии Тони Ланфранки, который сумел выиграть кузовной чемпионат на Москвиче, а также отметил высокотехнологичные проекты вроде Lada Samara T3 с мотором Porsche. Но нынешняя "Самара" интересна сразу по нескольким причинам: её история объединяет техническую изобретательность, спортивные успехи и личные усилия тех, кто стоял за рулём и под капотом.

До того, как заинтересоваться этим автомобилем, Костин считал, что хорошо знаком с историей вазовских машин в британском автоспорте. Он перечислил основные факты: популярный монокубок Lada Challenge на заднеприводных "Жигулях", несколько мощных "Самар" группы А, подготовленных для ралли, а также успешные выступления в кольцевых гонках. Однако, обнаружив на одной из старых фотографий "восьмёрку" с правым рулём и каркасом безопасности, украшенную в стиле Lancia Delta Integrale и подписанную как "Lada Samara 4x4", он понял, что эта машина относится к ралли-кроссу, и начал более детально её изучать.

Проблема заключалась в том, что ралли-кросс в Англии не получил такой же широкой документации, как более крупные гоночные серии или мировые раллийные чемпионаты. Информацию приходилось собирать из старых английских журналов и воспоминаний очевидцев. В результате, Костину удалось установить, что в начале 1990-х за рулём этой "Самары" выступал молодой и талантливый гонщик-любитель Ричард Уоттс. В 1994 году он стал чемпионом британской ралли-кроссовой серии BTRDA, которая представляла собой клубную лигу. Информации о выступлениях было немного, но редактору повезло связаться с Дэвидом Плейфортом — человеком, который обслуживал эту машину на протяжении нескольких сезонов. Дэвид рассказал, что познакомился с Уоттсом в 1992 году, когда тот обратился за советом по улучшению тормозной системы, и вскоре стал техническим директором гоночной команды.

Ричард начинал свою карьеру за рулём Ford Escort Twin Cam, но уже в 1992 году переключился на "Самару". В том регионе — Бридлингтон — располагался вазовский центр импорта с большим опытом подготовки раллийных "Самар". Машина была недорогой и доступной, а Lada Cars UK выделила несколько кузовов и запчастей, что было немаловажно для команды, финансировавшейся в основном за счёт семьи Уоттса, владевшей карьером. Машина принадлежала к младшему классу с мотором до 1600 кубических сантиметров и приводом на одну ось. Первые версии "Самары" собирались силами команды, используя доработанный вазовский 1,5-литровый двигатель и различные мелкие тюнинговые решения.

Позже машина получила серьёзную модернизацию, порученную уважаемой фирме Spec Fab. В итоге гоночный автомобиль весил всего 750 кг, благодаря каркасу в задней части и алюминиевым полам. Капот и расширители арок были изготовлены из стеклопластика, а кузов очистили от лишней мастики и шумоизоляции. Передняя подвеска сохранила базовую схему Макферсона, но была усилена, а сзади установили оригинальную независимую подвеску с настройкой углов и лёгкой конструкцией.

Особое внимание было уделено двигателю, за которым стоял известный инженер Ричард Лонгман. Он внёс в двигатель вазовской "Самары" облегчённый и отбалансированный коленвал, увеличил клапаны в головке, использовал поршни от Lotus Twin Cam, а также установил систему зажигания Lumenition и карбюраторы Weber. Мотор развивал до 150 лошадиных сил на колёсах и мог раскручиваться до 8800-9000 оборотов в минуту. Коробка передач была гоночной с прямозубыми шестернями и самоблокирующимся дифференциалом. Несмотря на отсутствие полного привода, передаточные числа были специально подобраны для быстрого старта, а максимальная скорость достигала около 170 км/ч.

С первых же гонок "Самара" вызывала удивление у зрителей и соперников. Уоттс оказался очень талантливым пилотом, способным конкурировать с более мощными автомобилями и грамотно эксплуатировать машину. Одним из запоминающихся эпизодов стала гонка в Брэндс-Хэтч, где он попал в суперфинал и держался на третьем месте, уступая лишь представителям старших классов. По итогам сезона 1993 года он занял четвёртое место в британском ралли-кроссовом чемпионате в классе Modified 1600. В следующем году пилот пересел на более мощный Vauxhall Nova и одержал победу в своём классе.

История на этом не закончилась. Команда Dave Cook Racing Services подготовила следующую эволюцию гоночной "Самары", усилив её тормозную систему тормозами AP Racing с шестипоршневыми суппортами от Vauxhall Vectra класса Supertouring. Именно на этом автомобиле Уоттс и выиграл титул в BTRDA. После этого пилот продолжил карьеру на полноприводном Ford Escort RS Cosworth, но его "Лада Самара" осталась с ним — по словам Дэвида Плейфорта, она до сих пор стоит в гараже гонщика.

Так редкий и необычный пример советского автомобиля, адаптированного к ралли-кроссовым гонкам Англии, получил заслуженное внимание. Эта история — не просто про машину, а про сочетание упорства, таланта, технической находчивости и любви к автоспорту, которая выходит далеко за рамки привычных представлений о "железе из СССР".

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

История Fiat Panda в современной форме началась в 2004 году сегодня в 10:49

Бензиновые модели опередили дизели по расходу — но никто не ожидал: эти машины идеально подходят для города

Пять бензиновых автомобилей оказались экономичнее дизелей и удобны для ежедневного использования.

Читать полностью »
Забытые модели Nissan, Volvo, Buick и Mercedes оказались интересны только коллекционерам сегодня в 9:49

Эти модели прошли незамеченными — но по-настоящему впечатляют: авто поражают деталями

Автомобили известных брендов, которые не стали популярными, но сохраняют интерес коллекционеров.

Читать полностью »
ЗАЗ, Волга, Москвич и ВАЗ были созданы по мотивам европейских и американских авто сегодня в 8:49

Стоило ли плагиатить Запад? СССР нашёл необычные решения для производства

Советские автомобили часто создавались по образцам иностранных машин, сочетая простоту, надежность и массовость.

Читать полностью »
Nissan Altima, Honda Accord и Toyota Camry признаны удобными для дальних поездок сегодня в 7:49

Автомобили для путешествий, которые выдерживают годы — и это не только Toyota

Подборка подержанных седанов для дальних поездок с проверенной надежностью и низким расходом топлива.

Читать полностью »
iSeeCars: владельцы Chevrolet Cruze и BMW X1 чаще всего продают новые машины сегодня в 6:49

Владельцы этих машин не могут усидеть за рулём дольше года : от чего спасаются автомобилисты

Анализ автомобилей, которые владельцы чаще всего продают через год, и причины недовольства.

Читать полностью »
Buick Enclave, Chevrolet Tahoe и GMC Yukon вошли в топ надёжных семейных автомобилей сегодня в 5:49

Этот кроссовер выдерживает всё — от поездок по городу до путешествий: секрет семейного комфорта раскрыт

Обзор лучших семейных автомобилей с высокой безопасностью, вместимостью и надёжностью.

Читать полностью »
Dodge Dart, Mercedes CLA и Toyota Yaris входят в список машин, которых лучше избегать сегодня в 4:49

Машины, которые портят настроение с первого километра — некоторые модели вызывают разочарование даже у фанатов бренда

Обзор выявляет автомобили с низкой надёжностью, скучной ездой и частыми проблемами.

Читать полностью »
Ford F-150 Hennessey Velociraptor получил пакет с увеличенным дорожным просветом сегодня в 3:49

Что делает внедорожник настоящим монстром? Инженеры нашли секрет, который изменил F-150 до неузнаваемости

Velociraptor превращает Ford F-150 в мощный пикап, способный разгоняться как спорткар и впечатлять дизайном.

Читать полностью »