
Как Лада Самара из Англии покоряла раллийный кросс и выиграла чемпионат — невероятная история
Редактор "Мотора" Василий Костин, давно увлечённый историей отечественных автомобилей в зарубежном автоспорте, вновь представил своим читателям уникальный материал. На этот раз он рассказал малоизвестную и при этом весьма увлекательную историю о ралли-кроссовой "Ладе Самаре", которая выступала в Великобритании. Для Костина советские автомобили за рубежом всегда обладали особой притягательностью. По его мнению, узнаваемые модели, попадая в совершенно непривычную обстановку, приобретают совершенно иной характер. Он приводил в пример случаи, когда "Самара" появлялась на уругвайских пампасах или "Нива" с правым рулём участвовала в рейдах по австралийским пустошам. Такие истории часто сопровождаются не только техническими деталями, но и удивительными человеческими судьбами. В частности, редактор напомнил о гонщике-авантюристе из Англии Тони Ланфранки, который сумел выиграть кузовной чемпионат на Москвиче, а также отметил высокотехнологичные проекты вроде Lada Samara T3 с мотором Porsche. Но нынешняя "Самара" интересна сразу по нескольким причинам: её история объединяет техническую изобретательность, спортивные успехи и личные усилия тех, кто стоял за рулём и под капотом.
До того, как заинтересоваться этим автомобилем, Костин считал, что хорошо знаком с историей вазовских машин в британском автоспорте. Он перечислил основные факты: популярный монокубок Lada Challenge на заднеприводных "Жигулях", несколько мощных "Самар" группы А, подготовленных для ралли, а также успешные выступления в кольцевых гонках. Однако, обнаружив на одной из старых фотографий "восьмёрку" с правым рулём и каркасом безопасности, украшенную в стиле Lancia Delta Integrale и подписанную как "Lada Samara 4x4", он понял, что эта машина относится к ралли-кроссу, и начал более детально её изучать.
Проблема заключалась в том, что ралли-кросс в Англии не получил такой же широкой документации, как более крупные гоночные серии или мировые раллийные чемпионаты. Информацию приходилось собирать из старых английских журналов и воспоминаний очевидцев. В результате, Костину удалось установить, что в начале 1990-х за рулём этой "Самары" выступал молодой и талантливый гонщик-любитель Ричард Уоттс. В 1994 году он стал чемпионом британской ралли-кроссовой серии BTRDA, которая представляла собой клубную лигу. Информации о выступлениях было немного, но редактору повезло связаться с Дэвидом Плейфортом — человеком, который обслуживал эту машину на протяжении нескольких сезонов. Дэвид рассказал, что познакомился с Уоттсом в 1992 году, когда тот обратился за советом по улучшению тормозной системы, и вскоре стал техническим директором гоночной команды.
Ричард начинал свою карьеру за рулём Ford Escort Twin Cam, но уже в 1992 году переключился на "Самару". В том регионе — Бридлингтон — располагался вазовский центр импорта с большим опытом подготовки раллийных "Самар". Машина была недорогой и доступной, а Lada Cars UK выделила несколько кузовов и запчастей, что было немаловажно для команды, финансировавшейся в основном за счёт семьи Уоттса, владевшей карьером. Машина принадлежала к младшему классу с мотором до 1600 кубических сантиметров и приводом на одну ось. Первые версии "Самары" собирались силами команды, используя доработанный вазовский 1,5-литровый двигатель и различные мелкие тюнинговые решения.
Позже машина получила серьёзную модернизацию, порученную уважаемой фирме Spec Fab. В итоге гоночный автомобиль весил всего 750 кг, благодаря каркасу в задней части и алюминиевым полам. Капот и расширители арок были изготовлены из стеклопластика, а кузов очистили от лишней мастики и шумоизоляции. Передняя подвеска сохранила базовую схему Макферсона, но была усилена, а сзади установили оригинальную независимую подвеску с настройкой углов и лёгкой конструкцией.
Особое внимание было уделено двигателю, за которым стоял известный инженер Ричард Лонгман. Он внёс в двигатель вазовской "Самары" облегчённый и отбалансированный коленвал, увеличил клапаны в головке, использовал поршни от Lotus Twin Cam, а также установил систему зажигания Lumenition и карбюраторы Weber. Мотор развивал до 150 лошадиных сил на колёсах и мог раскручиваться до 8800-9000 оборотов в минуту. Коробка передач была гоночной с прямозубыми шестернями и самоблокирующимся дифференциалом. Несмотря на отсутствие полного привода, передаточные числа были специально подобраны для быстрого старта, а максимальная скорость достигала около 170 км/ч.
С первых же гонок "Самара" вызывала удивление у зрителей и соперников. Уоттс оказался очень талантливым пилотом, способным конкурировать с более мощными автомобилями и грамотно эксплуатировать машину. Одним из запоминающихся эпизодов стала гонка в Брэндс-Хэтч, где он попал в суперфинал и держался на третьем месте, уступая лишь представителям старших классов. По итогам сезона 1993 года он занял четвёртое место в британском ралли-кроссовом чемпионате в классе Modified 1600. В следующем году пилот пересел на более мощный Vauxhall Nova и одержал победу в своём классе.
История на этом не закончилась. Команда Dave Cook Racing Services подготовила следующую эволюцию гоночной "Самары", усилив её тормозную систему тормозами AP Racing с шестипоршневыми суппортами от Vauxhall Vectra класса Supertouring. Именно на этом автомобиле Уоттс и выиграл титул в BTRDA. После этого пилот продолжил карьеру на полноприводном Ford Escort RS Cosworth, но его "Лада Самара" осталась с ним — по словам Дэвида Плейфорта, она до сих пор стоит в гараже гонщика.
Так редкий и необычный пример советского автомобиля, адаптированного к ралли-кроссовым гонкам Англии, получил заслуженное внимание. Эта история — не просто про машину, а про сочетание упорства, таланта, технической находчивости и любви к автоспорту, которая выходит далеко за рамки привычных представлений о "железе из СССР".
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru