
Создавали красоту на колёсах — ездили почти все секретно: автобусы СССР и Венгрии
В Советском Союзе автобусы были чуть ли не государственным чудом, особенно в середине XX века. Первым красавцем считался ЗиС-16 — обтекаемый, с элегантными формами, будто сошедший с американских журналов. Всего выпустили 3 250 штук, но начавшаяся война отправила их на службу в армию как подвижные госпитали и радиостанции. До наших дней оригиналов не сохранилось, зато на улицах Москвы и в памяти старожилов они оставались узнаваемыми долгие десятилетия.
Американский след и советская критика
После войны пассажиропоток рос как на дрожжах, и ЗиС-127 должен был стать междугородним чудом. Конструкторы подсмотрели идеи у американской компании Pacific Greyhound, а к серийному выпуску автобус добрался лишь в 1955 году. Правда, Хрущев, не оценив "американского урода", настоял на львовских моделях. В итоге всего собрали 851 машину, которая оставила след в истории как красивый, но недолговечный проект.
Венгрия прислала своих красавцев
Советские дороги увидели и венгерскую элегантность — Ikarus 55 Lux. Первым междугородним Ikarus в СССР пользовались активно и более 20 лет экспортировали по восточному блоку. Комфортный и солидный для своих лет, "Lux" насчитывал минимум 9 000 экземпляров. Венгрия явно знала толк в автобусах, а наши пассажиры впервые почувствовали европейскую щедрость в деталях и удобстве.
Микроавтобусы, которых почти не видели
В 1960-х ЗиЛ создавал "Юность", а чуть позже — "Старт". Первый оставался демонстрационным проектом для руководителей, серийного производства так и не дождался, второй пошёл мелкой серией по нескольким заводам, всего около 150 экземпляров. Использовали их, как правило, для госструктур и СМИ, оснащая специальным оборудованием. Для жителей страны эти микроавтобусы оставались почти мифическими, но для истории транспорта стали символом эпохи, когда даже колесо могло быть произведением искусства.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru