
Конфликт Маска с Трампом обрушил капитализацию Tesla
Tesla столкнулась с новыми вызовами после слабых показателей в первом квартале, но наиболее болезненный удар компания получила из-за публичного конфликта её главы Илона Маска с президентом США Дональдом Трампом. Портал CNBC отмечает, что безрадостные перспективы автопроизводителя усугубились резким спадом акций и утратой статуса "триллионера".
Финансовые потери и политический раскол
В конце мая Маск завершил службу в администрации Трампа и вскоре обрушил критику на недавно принятый бюджет. В ответ последовала острая словесная перепалка: акции Tesla упали на 14 %, рыночная капитализация рухнула на $152 млрд, а состояние Маска сократилось на 34 млрд $, хотя он сохранил звание богатейшего человека мира.
По данным Белого дома, Трамп утратил интерес к переговорам с Маском, а все важные рычаги влияния — от регуляций до пошлин — остались в руках администрации.
Рынок и продажи в упадке
И до конфликта автопроизводитель демонстрировал слабые результаты: в первом квартале выручка от продаж упала на 20 %, общий доход сократился на 9 %, под давлением доступных китайских электрокаров и негативной реакции потребителей на политзаключения Маска. Инвестиции в возвращение Трампа в Белый дом (около $300 млн) не принесли ожидаемой поддержки.
Одновременно Tesla оказалась жертвой общественного недовольства: в США зафиксировали случаи вандализма и поджогов электрокаров. Компания отказалась от прогнозов роста, пообещав новые данные лишь во втором квартале.
Конкуренция и качество продукции
Китайские бренды, прежде всего BYD, активно захватывают европейский рынок. Аналитики Goldman Sachs предупреждают: продажи Tesla в США продолжают падать, в Европе они снизились на 50 % в апреле, в Китае — на 20 %. Качество машин тоже стало предметом критики: за последние 15 месяцев восемь раз отзывался Cybertruck из-за программных ошибок и залипания педали газа.
Маск призывает инвесторов смотреть дальше — на беспилотники и гуманоидных роботов. Однако здесь Tesla тоже уступает: Waymo от Alphabet уже предлагает коммерческие роботакси, а Tesla лишь готовит пилотный проект в Остине с 10-20 Model Y. Демонстрации собственных моделей Cybercab и Robovan пока остаются на уровне презентаций.
Вдобавок из компании ушёл глава робототехнического подразделения Optimus Милан Ковач, что вызвало очередное падение акций на 4 %.
Угроза отмены господдержки
Следствием разрыва с Белым домом может стать отмена налоговых льгот и кредитов, на которые Tesla рассчитывала в проекте бюджета. Вопрос предоставления пошлинных преференций для закупок в Китае остаётся открытым — вряд ли компания сможет получить их в нынешней обстановке.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru