
Корабль-призрак вернулся из прошлого: как римляне решали проблемы логистики
История античного Средиземноморья продолжает открываться не только на суше, но и под водой. У берегов Хорватии археологи нашли останки римского корабля, который удивительно хорошо сохранился спустя почти две тысячи лет. Его подняли со дна залива Барбир, где в древности находилась гавань.
Уникальная находка
Судно длиной около 12,5 метров датируется I-II веками н. э. и относится к типу кораблей, использовавшихся для перевозки сельскохозяйственных грузов. Особая ценность находки — в том, что сохранились не только борта, но и элементы надстройки, что встречается крайне редко при подводных раскопках.
Первые фрагменты корабля были обнаружены в 2021 году подводными археологами Международного центра подводной археологии в Задаре.
"Мы наткнулись на кусок дерева с железным гвоздём, что навело на мысль, что поблизости может быть что-то более значимое. В следующем году мы расширили зону поиска и поняли, что это затонувшее римское судно. После четырёх с половиной лет исследований этот последний сезон позволил нам обнаружить весь корабль", — рассказал директор центра Младен Пешич.
Следы повседневной жизни
На месте крушения нашли сотни косточек оливок. Это указывает, что корабль перевозил продукцию из ближайших поместий. Оливки и оливковое масло были важной частью экономики Римской империи: они использовались в пище, медицине и даже в качестве топлива для светильников.
"Это очень точный и устойчивый тип конструкции судна, способный перевозить тяжёлые грузы и плавать на средние и дальние расстояния. Такие суда были необходимы для жизни вдоль нашего побережья и островов две тысячи лет назад", — пояснил эксперт по подводной археологии Антон Дивич.
Что будет с кораблём
Извлечь судно невозможно: процесс слишком дорог и может привести к разрушению. Поэтому специалисты приняли решение сохранить его под водой. Конструкцию покроют геотекстилем и засыплют песком — так же, как она пролежала последние столетия.
Археологи тщательно задокументировали находку, сделали тысячи фотографий для фотограмметрической модели. Также планируется создать физическую реконструкцию в масштабе 1:10, чтобы наглядно показать, как выглядел корабль.
Сравнение: античный корабль и современные методы
Параметр | Римское судно | Современные исследования |
---|---|---|
Назначение | Перевозка оливок и грузов | Документация, сохранение наследия |
Длина | ~12,5 м | - |
Технология | Деревянная конструкция с железными гвоздями | Фотограмметрия, моделирование |
Сохранность | Уникально высокая | Обеспечивается геотекстилем |
А что если…
А что если подобные корабли будут обнаружены и в других частях Адриатики? Это может изменить представление об экономике и торговых путях римских провинций, показав, что даже небольшие суда играли огромную роль в снабжении городов и военных гарнизонов.
Три интересных факта
• Оливки, найденные на борту, пролежали в морском песке почти две тысячи лет.
• Фотограмметрические модели позволяют виртуально "поднять" корабль без риска его повреждения.
• Масштабная реконструкция 1:10 даст возможность изучать методы судостроения античного Рима.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru