
Келлеры опустели: жильцы массово отказываются от "золотой" недвижимости
Почему всё больше покупателей отказываются от покупки кладовых в новых жилых комплексах Москвы? Казалось бы, удобное хранилище прямо в доме — вещь полезная. Но за первое полугодие 2025 года спрос на келлеры просел так сильно, что застройщики начали пересматривать подходы к их проектированию.
Пока на рынке сохраняется высокая стоимость жилья и снижается доступность кредитов, кладовки, как оказалось, не входят в список приоритетов большинства покупателей. И, судя по всему, ситуация будет развиваться в том же ключе.
Резкое снижение интереса: цифры, которые настораживают
По данным совместного исследования "НДВ Супермаркет недвижимости" и ГК "Страна Девелопмент", в январе-июне 2025 года в новостройках Москвы было продано 4,1 тыс. кладовок — это на 18,1% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Исследования других компаний подтверждают эту тенденцию: по данным bnMAP. pro, падение составило 26,1% (до 6,5 тыс. объектов), а Ricci зафиксировали спад на 20,5% (до 3,7 тыс. проданных келлеров).
Особенно заметным спад стал в массовом сегменте жилья. Продажи кладовых в проектах комфорт-класса сократились на 36,2%, а вот в бизнес-классе снижение оказалось менее выраженным — всего 12,5%. При этом в премиальном и элитном сегментах наблюдался даже небольшой рост, но доля этих проектов на рынке — всего 11% от общего объёма кладовых.
Почему покупатели отказываются от кладовок?
Снижение спроса на кладовые оказалось даже более стремительным, чем падение продаж квартир. По данным Росреестра, количество зарегистрированных договоров долевого участия в январе-июне 2025 года снизилось на 16% год к году, до 37,7 тыс.
Как объясняет основатель bnMAP. pro Ирина Доброхотова, кладовые рассматриваются как второстепенная покупка.
"Когда у покупателя ограничен бюджет, в первую очередь он выбирает квартиру. Потом — при необходимости — машино-место. А вот кладовка, как правило, остаётся за бортом", — говорит она.
Её мнение подтверждает управляющий директор "Метриума" Руслан Сырцов: покупатели стали осторожнее, особенно в условиях роста цен и падения доступности ипотечных кредитов. Иногда денег хватает только на минимальный набор — жильё без дополнительных "опций”, пишет "Коммерсантъ".
Цены растут, интерес падает
Одна из причин отказа от келлеров — подорожание. По данным Dataflat. ru, в июне 2025 года средняя стоимость квадратного метра жилья в границах "старой" Москвы достигла 507,2 тыс. рублей — рост на 14% год к году.
Цены на кладовки растут ещё быстрее. Как сообщает руководитель департамента аналитики "НДВ Супермаркет недвижимости" Елена Чегодаева, в первом полугодии 2025 года средняя стоимость кладовых составила 674 тыс. руб. за кв. м — на 29,1% больше, чем годом ранее. Однако рост цен в основном пришёлся на объекты высокобюджетных проектов. В комфорт-классе подорожание составило всего 2,7%, и цена достигла 212,5 тыс. руб. за кв. м.
Девелоперы пересматривают подход
Падение интереса к кладовкам уже влияет на стратегию застройщиков. По информации "Метриума", в настоящее время на рынке доступно около 8 тыс. кладовок — на 31,9% больше, чем год назад. Рост предложения частично связан с тем, что эти помещения, как правило, поступают в продажу на завершающей стадии строительства, ближе к вводу объектов в эксплуатацию.
Генеральный директор ГК "РКС Девелопмент" Василий Булгаков говорит, что теперь девелоперам приходится более тщательно рассчитывать количество кладовок в новых проектах. Это позволяет избежать затоваривания и не провалиться в убытки.
По словам Кирилла Храпова, коммерческого директора группы "Самолёт", кладовки остаются высокомаржинальным продуктом: они не требуют серьёзных затрат, но увеличивают средний чек сделки и улучшают экономику проекта. При этом их часто размещают в участках здания, которые нельзя использовать под жильё или парковку.
Эту точку зрения подтверждает и коммерческий директор ГК "Основа" Игорь Сибренков:
"Проектирование келлеров — способ дать функциональное назначение неликвидным площадям".
Что дальше: перспективы и прогнозы
На фоне сохраняющихся высоких ставок по ипотеке и роста цен, спрос на кладовые в ближайшей перспективе останется ограниченным. Ирина Доброхотова предполагает, что покупатели будут искать альтернативные решения — предусматривать зоны хранения внутри квартир, особенно в проектах с умной планировкой.
Тем не менее, Руслан Сырцов видит возможный "просвет" на горизонте: если начнёт расти число проектов бизнес-класса, где кладовки чаще входят в состав планировки, интерес к ним может оживиться. Но в массовом сегменте оптимизма меньше — покупатели всё чаще выбирают функциональность и доступность вместо расширенных опций.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru