
Квитанции станут грознее: управляющим компаниям хотят дать ещё одну власть над жильцами
В России собираются изменить подход к управлению средствами капитального ремонта. В Госдуму внесён законопроект, который может серьёзно повлиять на систему взимания взносов и учёта задолженности собственников. Документ предлагает передать часть полномочий региональных операторов управляющим компаниям и платежным агентам.
Авторами инициативы стали депутаты комитета Госдумы по строительству и ЖКХ во главе с Сергеем Пахомовым, а также первый вице-спикер Совета Федерации Владимир Якушев. Поправки предлагается внести в статью 183 Жилищного кодекса РФ.
Согласно проекту, регоператор сможет делегировать функции по начислению и сбору взносов на капитальный ремонт, а также взысканию долгов специализированным организациям — банкам, платежным агентам или управляющим компаниям, если это допускает закон субъекта РФ.
"Функции регоператора по начислению взносов на капремонт собственникам помещений… могут быть переданы платежному агенту… а также лицам, осуществляющим деятельность по управлению МКД", — говорится в сопроводительных документах.
Почему решили менять систему
По словам соавтора инициативы Владимира Кошелева, ситуация с капитальным ремонтом сегодня далека от идеала.
"Долги по взносам на капремонт растут из года в год, что приводит к нехватке средств на своевременный ремонт крыш, подвалов, лифтов и фасадов домов", — отметил первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ.
Сейчас законом предусмотрено, что вести учёт долгов и работать с неплательщиками может только региональный оператор. Однако, как пояснил парламентарий, эта структура зачастую просто не справляется с объёмом задач: не хватает специалистов и современных цифровых инструментов.
"Мы предлагаем простое и логичное решение: дать право работать с долгами по капремонту тем, кто уже успешно делает это с долгами за коммунальные услуги — управляющим компаниям и профессиональным платежным агентам", — добавил Кошелев.
Что изменится на практике
Если закон примут, регионы смогут сами решать, кто будет заниматься начислениями и взысканиями: оставить всё в ведении регоператора или передать функции управляющим организациям. Это позволит сократить бюрократические цепочки и ускорить процесс оплаты.
Платежные агенты, как уточнил депутат, — не случайные посредники, а контролируемые участники рынка, деятельность которых регулирует Банк России. Они уже имеют опыт в приёме коммунальных платежей и взаимодействии с физическими лицами.
Сравнение: как сейчас и как будет
Параметр | Сейчас | После изменений |
---|---|---|
Кто начисляет и взыскивает взносы | Только региональный оператор | Также управляющие компании и платежные агенты |
Контроль государства | Региональные власти | Контроль Банка России и субъектов РФ |
Скорость обработки платежей | Низкая, из-за централизованной системы | Выше, за счёт децентрализации |
Возможность автоматизации | Ограничена | Расширена благодаря цифровым платформам агентов |
По мнению инициаторов, такой подход повысит собираемость взносов, а значит — и реальные объёмы капитальных ремонтов.
Как будет работать новая схема
Механизм делегирования прост. Регоператор заключает договор с управляющей компанией или платежным агентом, где прописываются:
- Обязанности сторон;
- Порядок передачи данных;
- Правила начисления и взыскания платежей;
- Ответственность за нарушение сроков.
В случае просрочки агент сможет направлять уведомления должникам, а при необходимости — инициировать судебное взыскание от имени регоператора.
Советы шаг за шагом для собственников
- Проверить свою задолженность — это можно сделать в личном кабинете регионального оператора или на "Госуслугах".
- Сверить начисления — после внедрения новой схемы проверяйте, кто именно выставил платёж: регоператор, УК или агент.
- Выбрать удобный способ оплаты - банки, онлайн-сервисы, терминалы или мобильные приложения.
- Сохранять чеки — при передаче функций третьим лицам сохранять подтверждения особенно важно.
Ошибка → Последствие → Альтернатива
-
Ошибка: собственники не следят за начислениями и не оплачивают взносы вовремя.
-
Последствие: начисление пеней, судебные иски, задержка капремонта.
-
Альтернатива: подключить автоплатёж через банк или УК и регулярно сверять данные.
А что если регион не примет закон
Всё останется, как есть: регоператор будет единственным участником процесса. Однако, как отмечают эксперты, многие субъекты РФ заинтересованы в реформе. Особенно те, где долги по капремонту превышают 20-30% от начисленных сумм.
"Наша цель — сделать ремонты в домах более предсказуемыми и качественными. Мы убираем бюрократическую монополию, которая тормозит процесс", — подчеркнул Владимир Кошелев.
Частые вопросы (FAQ)
Как узнать, кто выставил квитанцию за капремонт?
Информация указана в платёжном документе. Также можно проверить в личном кабинете регоператора или управляющей компании.
Изменится ли сумма взносов?
Нет. Законопроект не касается размера тарифов — они устанавливаются региональными властями.
Можно ли будет оплачивать взносы через банки и онлайн-сервисы?
Да, этот вариант даже станет удобнее, поскольку платежные агенты уже работают с большинством цифровых платформ.
Мифы и правда о капремонте
-
Миф: если деньги за капремонт собирает управляющая компания, они "исчезнут".
Правда: все операции проходят под контролем регоператора и Банка России. -
Миф: новый закон увеличит размер взносов.
Правда: суммы останутся прежними, изменится только механизм их учёта. -
Миф: должников сразу начнут штрафовать.
Правда: порядок взыскания не меняется, просто ускоряется процесс уведомлений и фиксации долга.
Исторический контекст
Программа капитального ремонта заработала в России с 2014 года. Её цель — обеспечить системное обновление жилищного фонда. Однако за десятилетие накопились проблемы: неравномерное финансирование, долги, нехватка подрядчиков. Новая инициатива — это попытка придать программе второе дыхание, повысить прозрачность и вернуть доверие граждан.
Три интересных факта
• Средний долг по капремонту на одного собственника в России — около 9 тысяч рублей.
• В некоторых регионах собираемость взносов превышает 95%, а в других — не дотягивает до 60%.
• Более 70% многоквартирных домов, включённых в программу капремонта, построены до 1980 года.
Принятие законопроекта может стать поворотным моментом для всей системы капитального ремонта: цифровизация, конкуренция и участие рынка способны сделать её более эффективной и прозрачной.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru