
Автобусный гигант обжёгся на солнце: Икарус прожил судьбу своего мифического тёзки
История "Икаруса" начиналась вовсе не с массивных заводских корпусов, а с мастерской по ремонту карет. Венгерский промышленник Имре Ури в конце XIX века даже не подозревал, что его скромное дело вырастет в компанию мирового масштаба. В двадцатые годы предприятие занялось кузовами для автобусов, и дальше всё пошло как по маслу: цехи быстро переросли в завод, а завод — в легенду. В 1939 году "Икарус" уже уверенно чувствовал себя на рынке, хотя, как и многие европейские компании того времени, был вынужден работать на нужды военной экономики.
Социалистический размах
После войны новое правительство Венгрии национализировало производство, и именно в те годы "Икарус" достиг своего пика. Завод штамповал автобусы десятками тысяч, регулярно представляя новые модели. К началу 70-х годов предприятие выкатило свой стотысячный автобус, а чуть позже — и двести тысяч. Марка стала узнаваемой не только в странах соцблока, но и в Африке с Азией. Но главный рынок, без которого всё держалось на волоске, был Советский Союз.
Когда солнце обожгло крылья
Стоило этому рынку пошатнуться, как "Икарус" оказался в свободном падении. Перестройка больно ударила по заказам, а после распада Союза фирма лишилась главного потребителя. Попытки завода выжить в 90-е выглядели отчаянными: новые модели создавались, но покупателей было всё меньше. К началу 2000-х предприятие остановилось, а в 2007 году официально признали его нерентабельным.
Вторая жизнь, но без масштаба
Сегодня "Икарус" существует, но уже не как символ эпохи, а как скромная фирма, выпускающая небольшие партии автобусов и электробусов для Венгрии. Завод жив, но от прежнего блеска не осталось и следа. Ирония в том, что мифический Икар тоже стремился к солнцу, пока не обжёг крылья. Венгерский "Икарус" прожил удивительно похожую судьбу — и теперь больше похож на музейный экспонат, чем на глобального игрока.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru