
Встроенная графика Intel разогнана до рекордных 4,25 ГГц — что это значит для геймеров
На выставке Computex был установлен новый мировой рекорд частоты графического процессора, и на этот раз победа досталась не дискретной видеокарте, а встроенной графике Intel. Энтузиаст-оверклокер SkatterBencher смог разогнать встроенный GPU процессора Core Ultra 9 285K до впечатляющих 4,25 ГГц при экстремальном охлаждении жидким азотом и напряжении 1,7 В. Этот рекорд стал прорывом, поскольку до сих пор лидерами в разгоне GPU считались высокопроизводительные дискретные карты вроде RTX 4090 и RX 6900 XT. Оверклокер продемонстрировал, что встроенная графика семейства Arrow Lake обладает куда большим потенциалом, чем это обычно предполагается.
Изначально SkatterBencher достиг частоты 3,1 ГГц при 1,3 В, что уже превосходило стандартные параметры встроенного GPU, работающего на базовой частоте 2 ГГц. Но настоящий интерес представляло выяснение предельных возможностей чипа. Было обнаружено, что температура оказывает гораздо более сильное влияние на частоту, чем напряжение. При 1,3 В и комнатной температуре около 30°C можно было стабильно удерживать 3,1 ГГц, однако при снижении температуры до -150°C частота поднималась до 3,6 ГГц. Для преодоления отметки в 4 ГГц оверклокер использовал жидкий азот с температурой примерно -170°C и повышенное напряжение в диапазоне 1,6-1,7 В.
Для достижения этого рекорда применялась материнская плата Asus ROG Z890 Apex, а также помощь опытного оверклокера Shamino. Итоговый результат — частота 4,25 ГГц, зафиксированная в программе GPU-Z, стал новым эталоном для встроенной графики. В тестах производительности GPU, разогнанный до 3,9 ГГц при -160°C и напряжении 1,6 В, показал двукратный прирост в сравнении со штатными настройками. В популярных играх результаты также впечатляющие: в Counter-Strike 2 частота кадров выросла на 72%, с 50 до 86 FPS, а в Black Myth: Wukong — на 68%, с 25 до 42 FPS.
Однако стоит отметить, что дальнейшее превышение частоты свыше 4 ГГц не принесло значимого увеличения производительности. Это объясняется ограничениями межкристальных соединений в процессоре Intel, которые становятся узким местом при экстремальном разгоне GPU. Хотя повышение опорной частоты с 100 МГц до 110 МГц позволило немного улучшить показатели, такой экспериментальный разгон требует постоянного охлаждения жидким азотом и высокого напряжения, что в итоге негативно сказывается на сроке службы процессора.
В итоге полученные результаты открывают новые горизонты для встроенной графики, традиционно считавшейся менее производительной по сравнению с дискретными решениями. Тем не менее, практическое применение таких экстремальных настроек пока остаётся маловероятным из-за необходимости дорогостоящего и сложного охлаждения, а также рисков для оборудования. Тем не менее, этот рекорд доказывает, что технологии Intel в области встроенного GPU имеют существенный резерв для роста, и в будущем они могут стать серьёзным конкурентом для некоторых бюджетных дискретных карт.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru