
Скрытый код выживания: как почва предков определяет вашу потребность в микроэлементах
На протяжении большей части истории человечества наш рацион напрямую зависел от земли, по которой ходили наши предки. Количество жизненно важных микроэлементов в их пище определялось составом местных почв. Новое исследование показывает, что люди эволюционировали, чтобы адаптироваться к этим локальным условиям — будь то избыток или недостаток таких веществ, как цинк, железо или йод.
Однако эти древние механизмы выживания, сформированные в одном регионе, сегодня могут создавать неожиданные проблемы. В глобальном мире, где продукты путешествуют по всем континентам, наш генетический код может оказаться не готов к новым реалиям питания.
Адаптация, которая меняет тело
Одним из самых ярких примеров такой адаптации может быть связь между уровнем йода и ростом. Учёные выдвигают гипотезу, что низкий рост некоторых народов — это побочный результат приспособления к жизни в регионах, где этого элемента критически мало.
Исследовательская группа под руководством Джасмин Риз из Пенсильванского университета провела масштабный анализ, изучив почти 900 геномов людей со всего мира. Они искали признаки естественного отбора в 270 генах, отвечающих за усвоение 13 ключевых микроэлементов.
"На протяжении большей части эволюции человека состав микроэлементов в вашем рационе зависел от почвы", — говорит Джасмин Риз.
Наиболее убедительные доказательства были найдены в генах, связанных с метаболизмом йода, у народов майя в Центральной Америке, а также у народов мбути и биака в Центральной Африке. Все эти группы отличаются очень низким ростом.
Йод: объяснение феномена низкого роста
Ещё в 2009 году появилось предположение, что невысокий рост мбути и биака может быть адаптацией к дефициту йода. Гены, связанные с этим элементом, влияют на активность гормонов щитовидной железы, которые, в свою очередь, напрямую воздействуют на процессы роста.
Интересно, что эти народы значительно реже страдают от зоба — увеличения щитовидной железы из-за недостатка йода — чем их соседи. Это говорит о мощном эволюционном механизме, который позволил им выжить в условиях дефицита.
Поскольку почвы тропических лесов в регионе майя также известны низким содержанием йода, открытие команды Риз стало ещё одним аргументом в пользу этой смелой теории.
"Это весьма спорно, — говорит она. — Мы не можем точно сказать, что является причиной этого низкого роста, но мы наблюдаем, по крайней мере, совпадение".
Когда слишком много тоже проблема
Обратная ситуация наблюдается у уйгуров и брагуи в Центральной и Южной Азии. В их регионе почвы, напротив, чрезвычайно богаты магнием. Исследователи обнаружили у этих народов сильные признаки отбора в генах, контролирующих усвоение этого элемента.
Некоторые из найденных генетических вариантов ранее связывали с низким уровнем магния в организме. Учёные предполагают, что это адаптация: организм научился меньше усваивать магний из пищи, чтобы избежать его токсического переизбытка.
Что это значит для нас сегодня
Команда нашла признаки подобного положительного отбора, связанные как минимум с одним микроэлементом, практически в каждой изученной популяции в мире.
"Мы наблюдаем действительно широко распространённые признаки адаптации", — говорит Риз.
Это открытие ставит важные вопросы о современном питании. Теперь, когда еда путешествует по всему миру, наши древние генетические настройки могут работать против нас. Кому-то, в силу наследственности, может потребоваться больше определённых веществ, а кому-то — меньше.
Это можно сравнить с официальными рекомендациями в Великобритании, где людям с тёмной кожей советуют принимать витамин D круглый год, а не только зимой, из-за их меньшей способности синтезировать этот витамин от солнца.
Необходимы дальнейшие исследования, чтобы понять практическое применение этих открытий. Как отмечает Марк Стоункинг из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка, работа по выявлению признаков отбора — это только начало.
"Что касается выявления признаков отбора на основе геномных данных, то проделана передовая работа, — говорит он. — Но предстоит ещё многое сделать".
Главный вывод заключается в том, что универсальные рекомендации по питанию и приёму добавок могут уходить в прошлое. Будущее — за персонализированным подходом, учитывающим нашу уникальную генетическую историю.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru