
Бензонасос решил устроить забастовку: вот главные причины его поломки
Когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания, первое, что должно произойти — это тихое жужжание из задней части автомобиля. Это срабатывает топливный насос, нагнетающий бензин из бака к двигателю. Если этого звука нет, а мотор упорно отказывается заводиться, скорее всего, проблема именно в нём. Но даже исправный на первый взгляд насос может доставлять неприятности в движении, проявляясь провалами мощности и неустойчивой работой мотора. Давайте вместе разберёмся в причинах таких неполадок и способах их самостоятельной диагностики.
Типичные проблемы и их корни
Современные автомобили оснащаются в основном электрическими бензонасосами, которые погружены прямо в топливный бак. Их главная задача — обеспечить постоянное и стабильное давление в системе впрыска. На более возрастных машинах с карбюраторными двигателями можно встретить механические насосы, работающие от валов двигателя. У каждого типа свои характерные "болезни".
Для электрического насоса список бед обычно выглядит так:
- Проблемы с электропитанием. Самая банальная и частая причина. Сюда относится перегоревший предохранитель, окислившиеся или разъединившиеся контакты, повреждённая проводка. Насос просто не получает ток и не может начать работу.
- Забитые топливные фильтры. Речь как о мелкой сеточке-фильтре самого насоса, так и об основном фильтре тонкой очистки, установленном в магистрали. Со временем они засоряются ржавчиной, грязью и отложениями из бака, создавая непреодолимое сопротивление для насоса.
- Износ или заклинивание электромотора. Постоянная работа в агрессивной среде (бензин обладает смазывающими свойствами, но не идеальными) приводит к износу щёток, коллектора и подшипников. Насос начинает гудеть и whine перед тем, как окончательно выйти из строя.
Механические насосы, хотя и устроены проще, тоже имеют свои слабые места:
- Износ или заедание штока привода. Эта деталь непосредственно контактирует с вращающимися частями двигателя. Со временем она изнашивается, её ход уменьшается, и насос теряет производительность. Некачественное моторное масло может привести к его закоксовыванию и полному заклиниванию.
- Разрыв мембраны. Это самая коварная неисправность для карбюраторных автомобилей. Часто мембрана рвётся не сразу, а сначала даёт небольшую течь. Бензин через неё начинает подтекать в картер двигателя, разбавляя масло и drastically снижая его смазывающие свойства, что грозит серьёзным повреждением двигателя.
- Неисправность клапанов. Насос имеет впускной и выпускной клапаны. Если один из них потеряет герметичность, насос будет работать вхолостую, не создавая нужного разрежения для забора топлива из бака.
Как распознать неисправность
Есть несколько верных признаков, которые укажут на то, что виновником проблем является именно топливный насос или связанные с ним системы.
Двигатель не заводится или сразу глохнет. Это самый очевидный симптом. Если при включении зажигания вы не слышите характерного жужжания из бака на 2-3 секунды, а стартер крутит "вхолостую", значит, насос не создал необходимое давление в системе.
Посторонний шум из области бака. Громкий вой, писк или скрежет — верные признаки того, что электромотор насоса испытывает перегрузку (например, из-за грязной сеточки) или его детали критически износились.
Провалы мощности, рывки при разгоне. Если насос не может поддерживать стабильное давление под нагрузкой, двигатель будет "задыхаться" при попытке резко ускориться. Конечно, этот симптом может быть вызван и массой других причин, но проверить состояние топливной системы — одно из первых действий.
Пошаговая инструкция по самостоятельной диагностике
Не спешите сразу снимать бак или покупать новый насос. Во многих случаях проблему можно локализовать быстро и с минимальными затратами.
Проверка на слух
Попросите помощника повернуть ключ в положение зажигания (но не запускать стартер). В этот момент вы должны четко услышать непродолжительное жужжание работающего насоса из-под заднего сиденья или из багажника. Если звука нет — проблема в электропитании. Если звук есть, но он слишком громкий и неприятный — насос скоро выйдет из строя.
Проверка предохранителей и реле
Откройте монтажный блок и найдите предохранитель и реле бензонасоса (их расположение и номинал ищите в мануале к вашему автомобилю). Проверьте целостность предохранителя и по возможности замените реле на заведомо исправное из другого гнезда.
Измерение давления в топливной рампе
Это самый точный диагностический метод. Для него понадобится манометр с переходником под клапан вашей топливной рампы. Подключите манометр, включите зажигание и сравните показания с нормой для вашей модели авто (эту информацию можно найти в сети). Низкое давление прямо укажет на проблему: либо насос слаб, либо где-то есть утечка, либо забиты фильтры.
Низкое давление топлива — одна из ключевых причин потери мощности и неустойчивой работы двигателя. Замеры манометром дают 90% информации о состоянии системы.
Плюсы и минусы современных решений
Плюсы | Минусы |
Высокая производительность и стабильное давление | Чувствительность к качеству топлива и наличию в нём примесей |
Эффективное охлаждение за счёт погружения в топливо | Сложность замены на многих моделях автомобилей (требуется доступ к баку) |
Долгий срок службы при использовании качественного бензина | Высокая стоимость оригинальных запчастей для замены |
Что делать, если насос не качает
Обнаружив, что насос не подаёт признаков жизни, не спешите его менять. Гораздо дешевле сначала проверить цепь питания. Вооружившись мультиметром, проверьте, приходит ли на разъём насоса напряжение при включении зажигания. Если напряжения нет — "копайте" в сторону предохранителя, реле и проводки. Если напряжение есть, а насос молчит — его придётся заменить.
Распространённые мифы
Миф: насос можно починить, заменив щётки или другие мелкие детали.
Правда: подавляющее большинство современных электрических бензонасосов неремонтопригодны. Они собраны в неразборном корпусе и рассчитаны на замену в сборе. Попытки вскрытия обычно приводят к его полному разрушению.
Миф: если насос гудит, он скоро сломается и его нужно срочно менять.
Правда: гул часто вызван загрязнением фильтра-сеточки. Попробуйте для начала заменить её (это недорого) — во многих случаях шум исчезает, и насос продолжает исправно работать.
Ответы на частые вопросы
Как выбрать новый бензонасос?
Отдавайте предпочтение оригинальным запчастям (OEM) или проверенным премиальным брендам. Экономия на этом узле может выйти боком: неоригинальные насосы часто имеют меньшую производительность, шумят и быстро выходят из строя.
Сколько стоит замена бензонасоса?
Стоимость самого узла сильно зависит от модели автомобиля и может варьироваться от 3 до 20 тысяч рублей. Работы по замене также недёшевы, если для доступа к насосу требуется демонтировать топливный бак.
Что лучше: промыть старый насос или поставить новый?
Однозначно — поставить новый. Промывка даёт лишь временный эффект и не устраняет причину износа механических частей. Это экстренная мера, а не полноценный ремонт.
Исторический контекст
Эволюция топливных насосов повторяла развитие двигателей: от простейших механических для карбюраторов до высокопроизводительных электрических для систем непосредственного впрыска, где требуемое давление может достигать сотен бар.
Ошибка → Последствие → Альтернатива
Ошибка: езда с пустым баком.
Последствие: электрический насос охлаждается топливом, в котором находится. Работа на "сухую" приводит к его перегреву и мгновенному выходу из строя.
Альтернатива: всегда поддерживайте уровень топлива не менее четверти бака. Это не только спасет насос, но и продлит жизнь топливному фильтру.
Интересные факты
- Первый механический бензонасос был запатентован ещё в 1920-х годах.
- Современные же насосы способны перекачивать до 150 литров топлива в час.
- А самый надёжный из когда-либо созданных насосов работал в космическом аппарате "Вояджер" и исправно функционировал десятилетиями в условиях глубокого вакуума и экстремальных температур.
А что если…
Если машина заглохла в дороге, а диагностика показала, что виноват насос? В крайнем случае можно попробовать аккуратно постучать по корпусу насоса через деревянный брусок. Иногда это помогает на время "оживить" заклинивший якорь электромотора и доехать до ближайшего сервиса.
Топливный насос — это сердце системы питания автомобиля, и его исправность критически важна. Регулярная замена топливного фильтра и использование качественного бензина — лучшая профилактика, которая убережёт вас от внезапных поломок и незапланированных трат. Помните, что игнорирование первых признаков неисправности почти всегда leads к более дорогостоящему ремонту.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru