Дождь
Дождь
Антон Василюк Опубликована сегодня в 10:12

Въезд в лужу превратился в русскую рулетку: как читать дорогу, чтобы не угробить двигатель

Езда по лужам несет угрозу двигателю

Колеса бесшумно режут водную гладь, превращая привычную дорогу в подобие водной трассы. Для многих водителей такая картина становится суровой реальностью в период активного таяния снега и затяжных дождей, когда города и трассы оказываются во власти паводков. Преодоление даже неглубоких, на первый взгляд, затопленных участков требует не только хладнокровия, но и строгого соблюдения особой "водной" дисциплины, где любая ошибка может обернуться серьезными финансовыми потерями и риском для жизни.

Как правильно преодолевать затопленные участки

Самая распространенная и опасная ошибка — попытка проехать через лужу на высокой скорости. Многим кажется, что быстрый разгон поможет преодолеть препятствие, однако на деле это верный способ вывести из строя жизненно важные системы автомобиля. Брызги, поднимающиеся выше крыши, могут залить генератор, повредить электронные датчики или вывести из строя систему зажигания. Куда более серьезную угрозу представляет собой гидроудар, когда вода через воздухозаборник проникает в цилиндры двигателя. Поскольку вода несжимаема, поршень встречает непреодолимое сопротивление, что приводит к деформации шатунов и разрушению поршневой группы. Последующий капитальный ремонт силового агрегата влетает в копеечку.

Сильный напор воды способен нанести и механические повреждения кузову и элементам подвески. Он может сорвать номерной знак, отогнуть пластиковые подкрылки или повредить пыльники шарниров равных угловых скоростей. Страховые компании по полису КАСКО зачастую отказываются покрывать такие убытки, классифицируя их как нарушение правил эксплуатации транспортного средства. Кроме того, под мутной поверхностью могут скрываться непредсказуемые опасности: открытые канализационные люки, крупные камни или выбоины, столкновение с которыми гарантированно повредит колесные диски или подвеску.

Что делать, если объехать лужу невозможно? Въезжать в воду нужно на минимальной скорости, буквально ползком, постоянно контролируя глубину. Стоит ориентироваться на рекомендации автопроизводителей: для большинства легковых автомобилей предельно допустимая глубина брода не превышает уровня ступицы колеса. Если вода начинает подбираться к фарам, дальнейшее движение категорически запрещено — единственным разумным решением будет поиск альтернативного маршрута. Такое неторопливое и осмотрительное поведение позволяет не только оценить обстановку, но и минимизировать образование волны, которая может создать проблемы другим участникам движения.

Угрозы скрытые и явные: аквапланирование и сопротивление воды

Даже знакомый и, казалось бы, безопасный маршрут в паводок преподносит сюрпризы. Заполненные водой колеи, малозаметные в сухую погоду, становятся источником одной из самых коварных опасностей — аквапланирования. Это физическое явление возникает, когда шины не успевают отводить воду из пятна контакта с дорогой. В результате между протектором и асфальтом образуется водяной клин, который буквально приподнимает автомобиль над покрытием.

В какой момент машина перестает слушаться руля? В тот самый миг, когда водитель чувствует, что рулевое колее стало неестественно легким, а реакции автомобиля на его действия запаздывают или отсутствуют вовсе. В такой ситуации привычные меры — резкое торможение или попытка отрулить — абсолютно бесполезны и даже опасны, так как могут спровоцировать неконтролируемый занос. Единственно правильным алгоритмом действий является плавное сбрасывание газа, без выжима сцепления на механической коробке передач, что позволяет постепенно снизить скорость до момента, когда колеса вновь обретут сцепление.

Но можно ли полностью избежать аквапланирования? Профилактика заключается в простых, но эффективных действиях. Заранее, оценивая дорожную обстановку, стоит слегка сместиться в пределах своей полосы, чтобы колеса катились по менее затопленной части асфальта. Это значительно улучшает сцепные свойства. Кроме того, критически важно поддерживать давление в шинах в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя и следить за остаточной глубиной протектора — изношенная резина гораздо быстрее теряет контакт с мокрой дорогой.

Еще один малоочевидный фактор — резкое увеличение сопротивления при попадании колес одной стороны автомобиля в глубокую лужу. Разница в усилии может быть столь значительной, что создаст мощный боковой импульс, буквально бросающий машину в сторону. Даже система курсовой устойчивости (ESP) не всегда успевает парировать такое резкое скольжение. Поэтому, если дорожная обстановка позволяет, лучше заранее перестроиться так, чтобы избежать погружения колес одного борта в воду. Если же объехать препятствие невозможно, постарайтесь проехать как можно ближе к его краю, минимизируя глубину и площадь контакта.

Подготовка и тактика движения в экстремальных условиях

Паводок — это не только испытание для технической исправности автомобиля, но и проверка водителя на бдительность и предвидение. Окружающая обстановка становится непредсказуемой из-за других участников движения, среди которых встречаются как неопытные водители, так и откровенные лихачи.

Почему нельзя полагаться только на автоматику? Датчик дождя, безусловно, полезное устройство, но в условиях паводка его реакция может запаздывать. Внезапный выброс воды из-под колес обгоняющей фуры или встречного автомобиля способен полностью забрызгать лобовое стекло за долю секунды. Полсекунды движения вслепую на скользкой дороге — это достаточный срок для возникновения аварийной ситуации. Поэтому, приближаясь к затопленному участку, лучше перестраховаться и вручную включить стеклоочистители на постоянный режим работы. Это простое действие поможет сохранить идеальный обзор и позволит полностью сконцентрироваться на управлении.

Не менее важен и правильный выбор места для парковки. Казалось бы, очевидные вещи часто игнорируются, что приводит к печальным последствиям.

  1. Низины и подэстакадные стоянки заполняются водой стремительно и незаметно. Утром вы можете просто не добраться до своего автомобиля, а если он останется в воде на несколько часов, последствия будут катастрофическими.
  2. Грунтовые площадки размокают и превращаются в грязевую ловушку, из которой бывает сложно выбраться даже на полноприводном авто.
  3. Парковка возле дренажных стоков опасна тем, что мощный поток воды может повредить бампер или колесные диски.

Разумной альтернативой станет заблаговременный поиск охраняемой парковки на возвышенности или в подземном паркинге с надежной дренажной системой.

Каковы универсальные правила движения в паводок? Их можно свести к краткому пошаговому руководству, которое стоит взять за основу:

  1. Всегда держите увеличенную дистанцию до впереди идущего транспортного средства. Мокрый тормозной путь значительно длиннее сухого.
  2. Избегайте резких маневров. Любое ускорение, торможение или перестроение должно быть максимально плавным и предсказуемым.
  3. Снизьте среднюю скорость движения. Это даст вам больше времени на оценку обстановки и реакцию на внезапные препятствия.
  4. Включите ближний свет фар или противотуманные фары. Это не только улучшит вашу видимость дороги, но и сделает ваш автомобиль более заметным для других.

Соблюдение этих правил не требует особых усилий, но именно оно становится тем самым фактором, который позволяет сохранить автомобиль в целости и сохранности, а главное — избежать риска для жизни и здоровья водителя и пассажиров.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Верховный суд разрешил изымать автомобили гражданских супругов за пьяное вождение сегодня в 11:46
Машину могут забрать, даже если не вы нарушили: почему закон стал жёстче

Верховный суд разрешил конфисковывать автомобиль, оформленный на гражданского супруга, если доказано, что осуждённый пользовался и совершил на нём преступление.

Читать полностью »
В Хабаровском крае выросли цены на подготовку авто к зиме сегодня в 2:50
Автомобиль против минус 40 — кто победит этой зимой на хабаровских дорогах

К зиме в Хабаровском крае готовятся не только коммунальщики, но и автомобилисты. Рассказываем, сколько теперь стоит подготовить машину к морозам и как сэкономить без потери безопасности.

Читать полностью »
Автоэксперт Дмитрий Попов предупредил о рисках взрыва повреждённых топливных шлангов сегодня в 1:48
Тайная угроза в машине: повреждённые шланги — бомба замедленного действия

Автоэксперт Дмитрий Попов предупредил о серьёзной опасности: повреждённые топливные шланги могут привести к взрывам и пожарам.

Читать полностью »
Правительство внесло в Госдуму законопроект об ужесточении контроля за тонировкой автомобилей сегодня в 0:15
Водителям с иностранными номерами грозит проверка: правительство берётся за тонировку

Правительство России предложило ужесточить контроль за тонировкой автомобилей с иностранными номерами. Новые правила затронут десятки тысяч владельцев и ликвидируют лазейку в законе.

Читать полностью »
Расход топлива выражается в литрах на 100 километров вчера в 23:12
Почему зимой расход топлива увеличивается: влияние температуры и стиля езды

Как рассчитать реальный расход топлива, почему он выше паспортного и какие простые шаги помогут тратить меньше бензина. Полное руководство для водителей.

Читать полностью »
Износ свечей, катушек или проводов приводит к неполному сгоранию топлива вчера в 22:07
Топ-10 причин большого расхода топлива: почему машина ест больше и как это исправить

Повышенный расход топлива может сигнализировать о десятке разных проблем — от стиля вождения до неисправных датчиков. Разбираемся, где искать причину и как вернуть норму.

Читать полностью »
Проблем с запуском двигателя не всегда означают поломку вчера в 20:49
Тишина под капотом может оказаться криком о помощи: что машина пытается вам сказать

Столкнулись с ситуацией, когда автомобиль отказывается заводиться? Не спешите паниковать. Разбираемся в самых частых причинах и даем практические советы.

Читать полностью »
Дизельные и бензиновые моторы почти не различаются по надежности вчера в 19:43
Масло уходит, фильтр забивается — но поломки теперь не приговор

Эксперты Рольфа сравнили надёжность бензиновых и дизельных моторов, проанализировав 175 тысяч автомобилей. Кто оказался выносливее на деле?

Читать полностью »