
Америка всё ещё использует дискеты в управлении полётами — когда же начнётся реальная модернизация
В эпоху повсеместной цифровизации оказывается, что ключевая инфраструктура США — система управления воздушным движением — продолжает опираться на технологии прошлого века. Федеральное авиационное управление США (FAA) по-прежнему использует дискеты для передачи данных, а на рабочих местах сотрудников стоят компьютеры с операционной системой Windows 95, которая была выпущена почти три десятилетия назад. Такая ситуация вызвала серьезную обеспокоенность в профессиональной среде и подтолкнула власти к официальным заявлениям о начале масштабной модернизации устаревшего оборудования.
Исполняющий обязанности главы FAA Крис Рошельо рассказал на заседании комитета Палаты представителей, что главная цель проекта — полностью отказаться от дискет и бумажных наклеек, которые до сих пор используют диспетчеры для контроля полетов. Министр транспорта Шон Даффи отметил, что этот проект считается одной из важнейших инфраструктурных инициатив последних десятилетий и имеет поддержку обеих политических партий. Несмотря на то что некоторые системы выглядят, как из прошлого века, и до сих пор применяются бумажные ленты-полоски, FAA может похвастаться высокой надежностью, которая объясняется в том числе их изоляцией от современных киберугроз.
Эксперты обращают внимание, что из-за устаревшего оборудования 51 из 138 систем FAA уже признаны непригодными к эксплуатации, что вызывает серьезные риски. Профессор Университета Иллинойса Шелдон Джейкобсон, специализирующийся на анализе авиационных рисков, подчёркивает, что обновление систем — неотложная необходимость. Аналогичные трудности испытывают и другие страны и отрасли — например, Япония и железнодорожная сеть Сан-Франциско, где отказ от дискет планируется только к 2030 году.
Модернизация системы управления воздушным движением — крайне сложная задача, ведь любые простои могут стать угрозой безопасности. Новое оборудование должно быть устойчиво к хакерским атакам, которые способны парализовать авиационную инфраструктуру и нарушить работу транспорта и экстренных служб. Тем не менее, не все эксперты разделяют оптимизм чиновников. Аналитик Роберт Мэн в интервью NPR напомнил, что обещания о модернизации звучат более 30 лет, но реальных изменений практически не было.
Недавние сбои в работе системы уведомлений для пилотов NOTAM в январе 2023 года, приведшие к масштабным задержкам рейсов, были связаны с устаревшей инфраструктурой и повреждёнными базами данных. Финансовые ограничения также мешают своевременному обновлению оборудования, о чем свидетельствуют перебои с радарами и связью в аэропорту Ньюарка Либерти, вызванные даже неисправностью проводки. По планам FAA, модернизация займет около четырех лет, однако эксперты считают этот срок слишком оптимистичным, особенно учитывая, что пока нет ясности с бюджетом и конкретным графиком работ.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru