
Лайфхак для авто: как проверить потенциал мотора без дорогих доработок
В автомобильном мире многие детали обзавелись своими народными прозвищами. "Граната", "косточки" — это язык, понятный любому автомеханику. Среди таких терминов прижилось и название "паук" для выпускного коллектора. Особенно часто так называют тюнинговые варианты этой детали с конфигурациями 4-2-1 или 4-1. Давайте разберёмся, откуда взялось это имя и что на самом деле скрывается за этими цифрами.
Почему "паук"
Всё просто — дело во внешнем сходстве. Если заглянуть под капот, можно увидеть, что выпускной коллектор представляет собой пучок труб, которые отходят от головки блока цилиндров и затем собираются в одну. Эти изогнутые трубы очень напоминают длинные лапы паука, раскинутые в разные стороны. Такая меткая ассоциация и подарила детали её запоминающееся прозвище.
Зачем нужен выпускной коллектор
Его основная задача — собрать раскалённые выхлопные газы из всех цилиндров двигателя и направить их в общую трубу. Оттуда они поступят дальше по системе: в катализатор, резонатор и глушитель. Коллектор крепится непосредственно к двигателю через специальную жаропрочную прокладку, которая не даёт газам прорываться наружу. Это отправная точка всего выхлопного тракта.
В чём суть тюнинга
Штатный коллектор часто проектируется с учётом целого ряда ограничений: стоимость, уровень шума, компоновка под капотом. Тюнинговые же версии, те самые "пауки", создаются с одной главной целью — повысить эффективность работы двигателя. Они имеют тщательно просчитанную геометрию, большего диаметра и часто полированные изнутри трубы. Всё это нужно, чтобы уменьшить сопротивление для выхлопных газов и помочь двигателю "дышать" полной грудью.
Инженеры используют интересный эффект: правильно подобранная длина труб позволяет создавать разрежение, которое буквально высасывает газы из соседнего цилиндра. Это улучшает очистку камеры сгорания и позволяет наполнить её свежей топливной смесью в большем объёме. Результат — небольшая прибавка в мощности.
Что значат цифры 4-2-1 и 4-1
Цифры в маркировке — это не что иное, схема слияния выхлопных труб.
- 4-1: Четыре трубы от каждого цилиндра сразу собираются в одну общую. Это более простая и дешёвая в производстве конструкция;
- 4-2-1: Сначала трубы попарно объединяются в две промежуточные, и только затем эти две сливаются в одну конечную. Это более сложный и дорогой "паук".
Какой же выбрать
Здесь нет универсального ответа. Всё зависит от конкретного мотора, его характеристик и от того, на каких оборотах вы хотите получить максимальную отдачу. Профессиональные тюнеры подбирают оптимальный вариант, тестируя двигатель на динамометрическом стенде.
"Подбор оптимальной конфигурации и исполнения выпускного коллектора профессионалы обычно проводят путём испытаний двигателя на мощностном стенде", — отметил автоэксперт.
Важно понимать: средняя прибавка мощности от установки "паука" на обычный гражданский автомобиль составляет всего 3-7%, и достигается она в основном на высоких оборотах. Для повседневной езды по городу это практически незаметно. При этом вы получите более громкий и резкий звук выхлопа, а также риск получить штраф за внесение изменений в конструкцию транспортного средства.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru