
Вода в двигателе: тихий убийца, который ждет в каждой луже, чтобы нанести удар под капотом
Многие водители недооценивают опасность простой воды, попавшей в двигатель автомобиля. Казалось бы, что плохого может случиться, если немного влаги проникнет внутрь? На самом деле последствия могут быть катастрофическими — от гидроудара до полного капитального ремонта мотора. Давайте разберёмся, как вода попадает в двигатель, почему это так опасно и что делать, чтобы избежать серьёзных затрат.
Что такое гидроудар и почему он губителен для двигателя
Гидроудар — это резкое изменение давления в системе, заполненной жидкостью. В контексте двигателя внутреннего сгорания гидроудар происходит, когда вода попадает в цилиндры. Поршни в двигателе рассчитаны на сжатие газа — топливовоздушной смеси, которая легко сжимается. Но вода, будучи практически несжимаемой, становится твёрдым препятствием для движущихся поршней.
Инерция коленвала толкает поршень вверх, а вода в цилиндре не даёт ему пройти путь, что приводит к сильному удару. В результате могут деформироваться или даже разрушиться шатуны и поршни. В самых тяжёлых случаях шатун отрывается и пробивает стенку блока цилиндров — тогда без капитального ремонта не обойтись.
Важно: чем выше обороты двигателя в момент попадания воды, тем серьёзнее повреждения.
Кроме поршней и шатунов, при гидроударе страдают ремень или цепь ГРМ с натяжителями, а также головка блока цилиндров (ГБЦ). Иногда двигатель заклинивает, когда деформированный шатун упирается в стенку цилиндра. В этом случае ремонт может ограничиться заменой шатуна и поршня, но часто появляются глубокие борозды в цилиндрах, которые восстановить уже невозможно.
Как вода проникает в двигатель
Вода попадает в двигатель через воздухозаборник — это единственный путь проникновения влаги внутрь цилиндров. Воздушный фильтр защищает мотор от воды, но если вы, например, решите форсировать брод и не учтёте глубину, вода может попасть внутрь. Аналогично, при сильных дождях и подтоплениях улиц опасно ехать по воде на высокой скорости.
Не каждое кратковременное попадание влаги опасно — если вода лишь слегка намочила фильтр, серьёзных проблем, скорее всего, не будет. Но если воздухозаборник полностью погружается в воду, последствия могут быть катастрофическими.
Факт: стоимость капитального ремонта двигателя после гидроудара часто сравнима с ценой контрактного мотора, а иногда и превышает её.
Как понять, что произошёл гидроудар и что делать
Если двигатель внезапно заглох и из-под капота слышен металлический грохот — это явный признак гидроудара. Однако иногда симптомы менее очевидны: мотор просто перестаёт работать. В таком случае не стоит пытаться продолжать движение.
Первое, что нужно сделать — проверить воздушный фильтр. В современных автомобилях он обычно легко доступен: достаточно выключить зажигание, снять крышку фильтра и осмотреть элемент. Если фильтр влажный — есть риск попадания воды внутрь двигателя.
Далее можно выкрутить свечи зажигания и осмотреть электроды. Они должны быть сухими. Если на электродах видна влага, запускать мотор нельзя — лучше вызвать эвакуатор и доставить машину в сервис.
Для более точной диагностики можно провернуть коленчатый вал стартером при выкрученных свечах. Если слышны посторонние звуки или вал не вращается, гидроудар подтверждается.
В случае дизельных двигателей ситуация сложнее — из-за отсутствия свечей зажигания и более высокого давления сжатия повреждения обычно серьёзнее. Влагу из дизеля удалить сложнее, поэтому лучше сразу обращаться к специалистам.
Как предотвратить гидроудар: полезные советы
Самый простой и очевидный совет — не форсировать глубокие броды и лужи. Но как определить, насколько глубоко можно заехать?
Всё зависит от расположения воздухозаборника. На внедорожниках часто устанавливают шноркели — специальные трубы, поднимающие забор воздуха выше, что позволяет проезжать через воду глубже. В обычных городских автомобилях воздухозаборник находится под капотом, обычно под крылом или в верхней части моторного отсека.
Чтобы узнать точное расположение, можно снять пластиковый щиток на моторе или спросить у специалистов на сервисе.
При движении по воде важно ехать медленно, чтобы не создавать волну, которая может перелиться через капот и залить фильтр. Если глубина воды близка к уровню воздухозаборника, лучше не рисковать и объехать препятствие.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru