Ремонт автомобиля: открытие капота
Ремонт автомобиля: открытие капота
Антон Василюк Опубликована сегодня в 1:11

Ложь на приборной панели: когда ваш автомобиль обманывает вас

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

Казалось бы, маленький и недорогой датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) — не самая заметная деталь в автомобиле. Но его поломка может привести к серьёзным проблемам: от перегрева двигателя до повышенного расхода топлива. Где он находится, как его проверить и почему нельзя игнорировать симптомы неисправности — разберёмся подробно.

Как устроен датчик температуры и зачем он нужен

ДТОЖ — это термистор, то есть резистор, меняющий сопротивление в зависимости от температуры. Чем горячее антифриз, тем ниже сопротивление датчика. Электронный блок управления (ЭБУ) считывает эти изменения и регулирует:

  • состав топливной смеси (богаче при холодном пуске, беднее при прогреве);
  • угол опережения зажигания;
  • работу вентилятора охлаждения и электронного термостата.

Кроме того, именно этот датчик отвечает за точность показаний температуры на приборной панели.

Конструкция ДТОЖ проста:

  • Корпус с резьбой для вкручивания в двигатель.
  • Чувствительная головка, контактирующая с антифризом.
  • Контакты для подключения к ЭБУ.

Где искать датчик

Чаще всего ДТОЖ расположен на выпускном патрубке головки блока цилиндров, рядом с термостатом. В некоторых моделях встречается два датчика:

  • первый измеряет температуру на выходе из двигателя;
  • второй — на выходе из радиатора.

Это позволяет системе точнее контролировать тепловой режим.

Как понять, что датчик неисправен

Если ДТОЖ "врёт" или не работает, возможны следующие симптомы:

Двигатель "троит", глохнет или неустойчиво работает на холостом ходу.

Повышенный расход топлива без видимых причин.

Проблемы с запуском, особенно "на холодную".

Перегрев или, наоборот, слишком долгий прогрев мотора.

Вентилятор охлаждения включается хаотично.

Стрелка температуры на панели ведёт себя странно.

Важно! Если игнорировать эти признаки, последствия могут быть серьёзными:

  • перегрев — деформация головки блока;
  • неправильная топливная смесь — выход из строя катализатора.

Почему датчик выходит из строя

Несмотря на простоту, ДТОЖ может отказать по нескольким причинам:

Окисление или повреждение контактов.

Обрыв или замыкание в проводке.

Отложения на чувствительном элементе (из-за некачественного антифриза).

Заводской брак.

Интересный факт: Иногда виновником "неправильных" показаний оказывается не сам датчик, а термостат. Если он заклинивает, циркуляция антифриза нарушается, и температура в зоне датчика меняется некорректно.

Как проверить ДТОЖ

Без снятия с автомобиля

Проверьте контакты и проводку — они должны быть чистыми, без повреждений.

Измерьте напряжение на разъёме датчика (при включённом зажигании должно быть около 5 В).

Замерьте сопротивление мультиметром:

  • На холодном двигателе — 5-8 кОм.
  • На прогретом — 150-200 Ом.

Если значения не меняются или сильно отличаются от нормы, датчик неисправен.

Со снятием (более точный метод)

Аккуратно выкрутите датчик (осторожно — антифриз может быть горячим!).

Погрузите его в воду, подключите мультиметр и нагревайте жидкость.

Сравните показания с таблицей из сервисной документации вашего авто.

Совет: Для максимальной точности используйте термометр и фиксируйте сопротивление при разных температурах (например, каждые 5°C).

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Как работает каталитический нейтрализатор в автомобиле сегодня в 2:19

Почему даже новая машина может "задыхаться"? Секреты выхлопной системы

Выхлопная система — не просто "труба", а сложный механизм, влияющий на мощность, экологичность и комфорт автомобиля.

Читать полностью »
Анализ доступных автомобилей с автоматической трансмиссией на российском рынке вчера в 22:31

Автомат влетел в копеечку: какие машины еще можно купить по старым ценам

Обзор самых доступных автомобилей с автоматической трансмиссией на российском рынке в 2025 году.

Читать полностью »
В России отсутствуют возрастные ограничения на управление автомобилем вчера в 22:31

Водительские права после 80 — и никто не запрещает: как закон защищает пожилых за рулём

В России пожилые люди могут водить автомобиль без возрастных ограничений, если их здоровье позволяет безопасно управлять машиной.

Читать полностью »
General Motors запатентовала трансформируемый подлокотник-столик для автомобилей вчера в 22:31

Подлокотник исчез — и появился столик: как автогигант перехитрил законы физики

General Motors запатентовала подлокотник, трансформирующийся в столик — новинка может изменить привычки водителей и пассажиров.

Читать полностью »
Обновление ПО Rivian вызвало проблемы с работой кондиционеров вчера в 22:31

Кондиционер взбунтовался: скрытый сюрприз нового обновления Rivian

Обновление ПО для электромобилей Rivian вызвало проблемы с кондиционерами, вынуждая владельцев искать временные решения.

Читать полностью »
СберСтрахование опубликовало статистику по авторынку за первое полугодие 2025 года вчера в 22:17

Авторынок взбесился: почему россияне массово скупают старые машины

Анализ данных Сбера показывает рост спроса на подержанные автомобили и каско при сокращении доли новых машин на российском рынке.

Читать полностью »
Эксперты сравнили дорожный просвет у 10 китайских кроссоверов вчера в 21:17

Китайские кроссоверы выросли: какой внедорожник заберется дальше всех

Сравнительный тест показал, что китайские кроссоверы существенно различаются по дорожному просвету, и высокий клиренс не всегда означает хорошую проходимость.

Читать полностью »
Китайская компания Alidao инвестирует 200 млн рублей в склад автокомплектующих в Новосибирске вчера в 21:17

Китайские внедорожники захватывают Сибирь: Новосибирск стал плацдармом для BAW

Китайская компания Alidao развивает в Новосибирске инфраструктуру для продаж и обслуживания своих внедорожников, инвестируя 200 млн рублей.

Читать полностью »