Электробус "Генерал"
Электробус "Генерал"
Ксения Мальцева Опубликована сегодня в 4:11

Когда торможение экономит миллионы: транспорт получил новое сердце из алгоритмов

В СФУ разработали алгоритм экономии энергии для городского электротранспорта

Энергоэффективность городского электротранспорта становится одной из ключевых задач для российских инженеров и учёных. Постепенный переход на электробусы и современные трамваи требует не только обновления подвижного состава, но и внедрения инновационных технологий управления энергией.

Недавняя разработка специалистов Сибирского федерального университета может стать важным шагом в этом направлении, сообщает ТАСС.

Уникальная математическая модель

Учёные СФУ создали математическую модель и алгоритмы управления энергией для городских транспортных систем. По словам руководителя исследования, заведующего кафедрой программной инженерии Олеслава Антамошкина, эта работа позволяет повысить эффективность использования электроэнергии и снизить её общее потребление.

"Разработанный нами алгоритм позволяет эффективно управлять потоками энергии при рекуперативном торможении электротранспорта. За счёт использования накопителей энергии — суперконденсаторов — можно вернуть в сеть до 30% электроэнергии, которая обычно теряется при торможении", — отметил Олеслав Антамошкин.

Главная особенность подхода — возможность внедрения в уже существующую инфраструктуру без масштабной реконструкции.

Контекст федеральной программы

10 сентября Министерство транспорта РФ отчиталось о рекордных результатах федеральной программы комплексного развития городского пассажирского электротранспорта, стартовавшей в 2023 году.

За два года:

  • поставлены 286 отечественных электробусов и зарядные станции в 10 регионов;
  • в 2024 году крупнейшие города России получили 214 новых трамваев;
  • программа реализуется в Липецкой, Ярославской, Нижегородской, Курской, Саратовской, Волгоградской, Ростовской областях, а также в Краснодарском, Красноярском и Пермском краях.

Такие темпы обновления требуют решений, которые позволят транспортным системам работать более экономично.

Преимущества российской разработки

По словам Антамошкина, в мире уже существуют проекты по управлению энергией, однако многие из них требуют дорогостоящей модернизации или обеспечивают меньший КПД. Российский алгоритм выгодно отличается:

  • более высокая энергоотдача;
  • возможность интеграции в действующие сети;
  • снижение нагрузки на тяговые подстанции;
  • возврат в сеть до трети энергии, которая раньше терялась.

Плюсы и минусы

Плюсы Минусы
Экономия до 30% энергии Требуются накопители энергии (суперконденсаторы)
Совместимость с существующими сетями Необходима настройка под разные города
Снижение нагрузки на подстанции Начальные расходы на внедрение
Повышение экологичности транспорта Нужна подготовка персонала

Сравнение решений

Подход Особенности Эффективность
Классические системы Тормозная энергия теряется КПД ниже
Зарубежные проекты Требуют реконструкции инфраструктуры Средняя эффективность
Российская модель СФУ Интеграция без капремонта, использование суперконденсаторов КПД до +30%

Советы шаг за шагом

  1. Внедрить алгоритм в пилотных городах программы.
  2. Оснастить подвижной состав суперконденсаторами.
  3. Провести обучение инженеров и обслуживающего персонала.
  4. Оценить экономический эффект и масштабировать проект.
  5. Использовать опыт для развития сетей электробусов и трамваев в других регионах.

Мифы и правда

  • Миф: рекуперативное торможение не даёт ощутимой выгоды.
    Правда: при правильном управлении можно вернуть в сеть до 30% энергии.
  • Миф: новые системы требуют полной перестройки инфраструктуры.
    Правда: разработка СФУ адаптируется к существующим сетям.
  • Миф: такие проекты выгодны только в мегаполисах.
    Правда: даже в средних городах экономия заметна.

FAQ

  1. Что такое рекуперативное торможение?
    Это процесс, при котором часть энергии, выделяющейся при торможении, возвращается в сеть или в накопители.
  2. Почему важны суперконденсаторы?
    Они позволяют быстро накапливать и отдавать энергию, что идеально подходит для городского транспорта.
  3. Когда разработку внедрят в реальных сетях?
    Сначала ожидается пилотное тестирование в рамках федеральной программы, затем масштабирование.

Исторический контекст

2010-е годы — массовый переход к электробусам в Европе и Китае.

2023 год — запуск федеральной программы обновления электротранспорта в России.

2024 год — поставка первых сотен электробусов и трамваев.

2025 год — патент на алгоритм управления энергией, созданный в СФУ.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Игнорировать рекуперацию энергии → перерасход электроэнергии → внедрять алгоритмы управления.
  • Строить новые подстанции вместо оптимизации → рост затрат → использовать суперконденсаторы.
  • Отказываться от инноваций → снижение эффективности транспортной программы → интеграция разработок в действующие сети.

А что если…

Если разработку СФУ внедрят по всей стране, городские транспортные сети смогут экономить миллионы киловатт-часов ежегодно. Это уменьшит нагрузку на энергосистему и ускорит переход к экологичному транспорту.

Интересные факты

  1. При торможении трамвай тратит до 20% накопленной энергии, которая обычно теряется.
  2. Суперконденсаторы выдерживают десятки тысяч циклов зарядки-разрядки.
  3. Россия впервые запатентовала алгоритм, совместимый с существующей транспортной инфраструктурой.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Shell представила термальную жидкость EV-Plus, сокращающую время зарядки сегодня в 4:37

Не батарея, а ракета: решение для электромобилей укладывается в 10 минут — и это только начало

Shell представила жидкость для погружного охлаждения, которая ускоряет зарядку электромобиля с 10% до 80% менее чем за 10 минут.

Читать полностью »
Nintendo выпустила адаптер Virtual Boy для Switch и Switch 2 с 3D-играми сегодня в 3:37

Никакой Switch 2 не нужен: старые игры работают в 3D — и выглядят неожиданно круто

Nintendo представила адаптер Virtual Boy для Switch и Switch 2 — устройство позволит запускать классические 3D-игры без новой консоли.

Читать полностью »
Last.fm: подростки следуют трендам, пожилые выбирают музыку по личным воспоминаниям сегодня в 3:37

Учёные раскрыли суть плейлистов: как возраст меняет вкус и ломает алгоритмы стриминга

Учёные выяснили: музыкальные предпочтения меняются с возрастом. Почему чарты важны только в юности, а позже вкус становится более личным?

Читать полностью »
Учёные РАН: геомагнитные возмущения продлятся до 18–19 сентября сегодня в 2:50

Штормовое небо: магнитные возмущения будут срываться всплесками почти неделю

В околоземном пространстве сохраняются возмущения магнитного поля. Учёные прогнозируют серию всплесков до конца недели.

Читать полностью »
На Алтае нашли артефакты Первого Тюркского каганата в ритуальном сооружении сегодня в 2:37

Пояс и наконечник — вот и всё: минимальный набор показал максимум историй на раскопках

На Алтае в культовой оградке нашли артефакты эпохи Первого Тюркского каганата — это редкость для региона.

Читать полностью »
Завершён второй этап проекта Гранит по созданию неохлаждаемых тепловизоров сегодня в 1:37

Холод больше не нужен: тепловизоры нового поколения показывают неожиданный результат

Российские инженеры завершили второй этап разработки неохлаждаемых тепловизоров с чувствительностью на уровне мировых аналогов.

Читать полностью »
В СГТУ запатентовали метод прогнозирования осложнений при шунтировании сердца сегодня в 1:13

Инженерия встретила медицину: новый патент РФ меняет правила игры в операционной

Учёные разработали метод прогнозирования осложнений при коронарном шунтировании. Как алгоритм на основе нечёткой логики помогает хирургам?

Читать полностью »
Newsguard: ИИ начал вдвое чаще распространять фейки из-за доступа к веб-поиску сегодня в 0:37

Хотели как лучше — а стало опаснее: обновление ИИ обернулось неприятным сюрпризом

Искусственный интеллект стал вдвое чаще распространять фейки — всему виной веб-поиск.

Читать полностью »