Электробус "Генерал"
Электробус "Генерал"
Ксения Мальцева Опубликована 16.09.2025 в 4:11

Когда торможение экономит миллионы: транспорт получил новое сердце из алгоритмов

В СФУ разработали алгоритм экономии энергии для городского электротранспорта

Энергоэффективность городского электротранспорта становится одной из ключевых задач для российских инженеров и учёных. Постепенный переход на электробусы и современные трамваи требует не только обновления подвижного состава, но и внедрения инновационных технологий управления энергией.

Недавняя разработка специалистов Сибирского федерального университета может стать важным шагом в этом направлении, сообщает ТАСС.

Уникальная математическая модель

Учёные СФУ создали математическую модель и алгоритмы управления энергией для городских транспортных систем. По словам руководителя исследования, заведующего кафедрой программной инженерии Олеслава Антамошкина, эта работа позволяет повысить эффективность использования электроэнергии и снизить её общее потребление.

"Разработанный нами алгоритм позволяет эффективно управлять потоками энергии при рекуперативном торможении электротранспорта. За счёт использования накопителей энергии — суперконденсаторов — можно вернуть в сеть до 30% электроэнергии, которая обычно теряется при торможении", — отметил Олеслав Антамошкин.

Главная особенность подхода — возможность внедрения в уже существующую инфраструктуру без масштабной реконструкции.

Контекст федеральной программы

10 сентября Министерство транспорта РФ отчиталось о рекордных результатах федеральной программы комплексного развития городского пассажирского электротранспорта, стартовавшей в 2023 году.

За два года:

  • поставлены 286 отечественных электробусов и зарядные станции в 10 регионов;
  • в 2024 году крупнейшие города России получили 214 новых трамваев;
  • программа реализуется в Липецкой, Ярославской, Нижегородской, Курской, Саратовской, Волгоградской, Ростовской областях, а также в Краснодарском, Красноярском и Пермском краях.

Такие темпы обновления требуют решений, которые позволят транспортным системам работать более экономично.

Преимущества российской разработки

По словам Антамошкина, в мире уже существуют проекты по управлению энергией, однако многие из них требуют дорогостоящей модернизации или обеспечивают меньший КПД. Российский алгоритм выгодно отличается:

  • более высокая энергоотдача;
  • возможность интеграции в действующие сети;
  • снижение нагрузки на тяговые подстанции;
  • возврат в сеть до трети энергии, которая раньше терялась.

Плюсы и минусы

Плюсы Минусы
Экономия до 30% энергии Требуются накопители энергии (суперконденсаторы)
Совместимость с существующими сетями Необходима настройка под разные города
Снижение нагрузки на подстанции Начальные расходы на внедрение
Повышение экологичности транспорта Нужна подготовка персонала

Сравнение решений

Подход Особенности Эффективность
Классические системы Тормозная энергия теряется КПД ниже
Зарубежные проекты Требуют реконструкции инфраструктуры Средняя эффективность
Российская модель СФУ Интеграция без капремонта, использование суперконденсаторов КПД до +30%

Советы шаг за шагом

  1. Внедрить алгоритм в пилотных городах программы.
  2. Оснастить подвижной состав суперконденсаторами.
  3. Провести обучение инженеров и обслуживающего персонала.
  4. Оценить экономический эффект и масштабировать проект.
  5. Использовать опыт для развития сетей электробусов и трамваев в других регионах.

Мифы и правда

  • Миф: рекуперативное торможение не даёт ощутимой выгоды.
    Правда: при правильном управлении можно вернуть в сеть до 30% энергии.
  • Миф: новые системы требуют полной перестройки инфраструктуры.
    Правда: разработка СФУ адаптируется к существующим сетям.
  • Миф: такие проекты выгодны только в мегаполисах.
    Правда: даже в средних городах экономия заметна.

FAQ

  1. Что такое рекуперативное торможение?
    Это процесс, при котором часть энергии, выделяющейся при торможении, возвращается в сеть или в накопители.
  2. Почему важны суперконденсаторы?
    Они позволяют быстро накапливать и отдавать энергию, что идеально подходит для городского транспорта.
  3. Когда разработку внедрят в реальных сетях?
    Сначала ожидается пилотное тестирование в рамках федеральной программы, затем масштабирование.

Исторический контекст

2010-е годы — массовый переход к электробусам в Европе и Китае.

2023 год — запуск федеральной программы обновления электротранспорта в России.

2024 год — поставка первых сотен электробусов и трамваев.

2025 год — патент на алгоритм управления энергией, созданный в СФУ.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Игнорировать рекуперацию энергии → перерасход электроэнергии → внедрять алгоритмы управления.
  • Строить новые подстанции вместо оптимизации → рост затрат → использовать суперконденсаторы.
  • Отказываться от инноваций → снижение эффективности транспортной программы → интеграция разработок в действующие сети.

А что если…

Если разработку СФУ внедрят по всей стране, городские транспортные сети смогут экономить миллионы киловатт-часов ежегодно. Это уменьшит нагрузку на энергосистему и ускорит переход к экологичному транспорту.

Интересные факты

  1. При торможении трамвай тратит до 20% накопленной энергии, которая обычно теряется.
  2. Суперконденсаторы выдерживают десятки тысяч циклов зарядки-разрядки.
  3. Россия впервые запатентовала алгоритм, совместимый с существующей транспортной инфраструктурой.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Рутений — это индикатор зависимости технологий от геополитики — Стив Хэнкок сегодня в 7:04
Это открытие русского химика спустя века стало сердцем искусственного интеллекта и глобальной экономики

Редкий металл, открытый в России почти два века назад, снова в центре мировой гонки — теперь за контроль над искусственным интеллектом и цифровыми ресурсами.

Читать полностью »
Впервые уточнили размеры сверхгиганта WOH G64 сегодня в 3:25
Кокон, который не должен существовать: космос показал форму, ломаюшую все правила

Астрономы впервые получили детальное изображение звезды из другой галактики, и на снимке обнаружилась странная структура, которая не вписывается в привычные модели.

Читать полностью »
Осьминоги могут развить подводную цивилизацию в случае исчезновения людей сегодня в 2:10
Необычное предсказание: эти моллюски могут стать новой эрой после исчезновения человечества

Профессор Оксфорда Тим Коулсон объясняет, почему осьминоги могут стать наследниками человечества после его исчезновения.

Читать полностью »
Температура на Земле к 2100 году вырастет на 2,6 °C — Climate Action Tracker сегодня в 1:40
Мы близки к точке невозврата — но большинство даже не заметили главного. США вышли из игры, а Китай молчит

Глобальные выбросы парниковых газов достигли рекордного уровня, а страны по-прежнему не выполняют климатические обязательства, оставляя мир на пути к опасному потеплению.

Читать полностью »
Геомагнитная буря ожидается через двое суток — метеорологи сегодня в 0:37
Солнце выключило короткие волны: вспышка X1.7 обрушила R3-радиотишину на дневной стороне Земли

Две мощные вспышки из области AR4274 привели к «сильным» радио-затемнениям R3 и запустили цепочку прогнозов по CME на 11–13 ноября; разбираем факты и последствия.

Читать полностью »
В 1780 году в Новой Англии плотные тучи медного цвета на весь день скрыли солнечный свет вчера в 23:10
Чёрный дождь и красное небо: в документах описаны случаи, когда тьма накрывала мир за считанные минуты

Пять зафиксированных случаев, когда среди бела дня наступала ночь: от чёрного дождя в Детройте до смога Лондона, каждый с собственным следом в истории.

Читать полностью »
Древние города ушли под воду из-за землетрясений, цунами и строительства плотин в разных странах вчера в 22:05
Не только Атлантида: эти древние города полностью ушли под воду и стали доступны только дайверам

Реальные города, ушедшие под воду: от египетского Канопуса до китайского Ши Чэна. Как природа и человек вместе создают собственные Атлантиды.

Читать полностью »
Золото ацтеков исчезло в 1520 году после крушения корабля Кортеса в озере Тескоко вчера в 21:05
Украли, переплавили, потеряли: почему 8 бесценных реликвий не вернулись ни в музеи, ни к владельцам

Восемь исчезнувших реликвий, от золота ацтеков до Янтарной комнаты: хроника потерь, где власть, алчность и время стирают следы величия.

Читать полностью »