
Не квартира и не яхта: в России удвоилось число желающих жить на воде
Сложно представить себе городскую квартиру, которая дрейфует по реке, или ресторан, пришвартованный к берегу живописного озера. Но именно так в ближайшие годы могут измениться привычные представления о жилье и бизнесе. В России набирает обороты рынок хаусботов — домов на воде, которые сочетают в себе мобильность, эстетику и функциональность. Однако на пути к массовому признанию этому тренду мешают юридические и инфраструктурные барьеры, пишет РБК.
Живем на воде: не мечта, а реальность?
Плавучие дома всё чаще привлекают внимание — как способ для комфортного проживания, ведения бизнеса или сдачи в аренду. За последние пять лет количество хаусботов в России удвоилось, а производители уверены: к 2030 году их станет в 10-15 раз больше. Причем интерес к ним проявляется не только в летний сезон. Дом на воде становится реальной альтернативой квартире в мегаполисе, особенно если речь идет о центрах с ограниченным строительством.
Анна Носова, руководитель комиссии по яхтенному туризму Российского союза туриндустрии, утверждает:
"Это относительно доступный способ жить в историческом центре города, открыть ресторанный или отельный проект. За последние пять лет рынок хаусботов удвоился, и в ближайшее десятилетие планируется рост в 10-15 раз".
При этом аренда хаусбота уже приносит ощутимую прибыль: от 25 до 70 тысяч рублей в сутки — в зависимости от уровня комфорта и региона. Инвесторы оценивают их как перспективный актив под сдачу или для необычных проектов — от кофеен до креативных офисов на воде.
Где тормозит мотор?
Всё было бы замечательно, если бы не юридические пробелы. Главная проблема — отсутствие чёткого статуса у хаусботов. Сегодня их можно зарегистрировать как маломерные суда, но не как жилые объекты. Из-за этого невозможно оформить прописку, подключить дом к городским коммуникациям или ввести его в эксплуатацию как постоянное жилье. А это уже существенно ограничивает круг потенциальных владельцев.
Александр Марков, генеральный директор компании "Вуокса", производящей хаусботы, отмечает:
"Именно неурегулированный статус останавливает часть потенциальных покупателей от приобретения хаусботов".
К этим проблемам добавляется отсутствие подходящей инфраструктуры. Причалы, снабжённые водой, электричеством и канализацией, пока — редкость. Без них хаусбот превращается в сезонную игрушку, а не в объект постоянного использования. Анна Носова предлагает решение:
"Нужно выработать единый правовой подход к классификации "плавающего дома” как жилого объекта, а также инвестировать в строительство специализированных причалов".
Что нужно для старта?
Эксперты сходятся во мнении: без участия государства рынок хаусботов рискует "зависнуть" на уровне 500-1000 единиц. Нужно:
- законодательное признание хаусботов как жилых объектов;
- ипотечные программы для их приобретения;
- развитие инфраструктуры (причалы, станции, "сухопутные" коммуникации);
- упрощение регистрации и требований к безопасности.
Кроме того, профессиональное сообщество уже подготовило предложения для законодательной базы. Среди них — выделение отдельного статуса для марин (яхтенных пристаней) и создание отдельных правил для объектов вроде хаусботов, чтобы они не подпадали под нормы, применимые к транспорту.
"Существенные отличия таких объектов от объекта транспортной инфраструктуры должны быть законодательно закреплены. Это позволит утвердить адекватные требования к маринам, причалам, хаусботам, а значит — иначе классифицировать и более гибко регламентировать их деятельность", — объясняет Носова.
Будущее уже рядом
У России огромный потенциал: 2,8 миллиона рек и более 2 миллионов озер. Всё, что нужно — превратить эти природные ресурсы в точку роста для новой ниши в туризме и жилье. При этом хаусботы становятся частью более широкой тенденции — интереса к мобильному, экологичному и нестандартному образу жизни.
"Для инвесторов и предпринимателей это возможность занять нишу в зарождающемся рынке, предлагая инновационные решения и участвуя в формировании новой культуры проживания на воде", — уверена Анна Носова.
Пока другие сомневаются, кто-то уже готов строить города… на воде.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru