
Дорогая игрушка за 4 миллиона: почему отечественный электрокар не смог стать народным автомобилем
Спрос на электромобили в России резко упал: по итогам семи месяцев 2025 года было продано 5655 новых электрокаров, что вдвое меньше, чем за тот же период в 2024 году. Доля такого транспорта на отечественном авторынке сократилась с 1,3% до 0,9%.
Причины падения спроса
Эксперты называют несколько факторов, повлиявших на снижение продаж электромобилей в России. Ограниченное количество зарядных станций, особенно за пределами крупных городов. Существующие станции отличаются по скорости зарядки, и некоторые из них требуют до 12 часов.
Электромобили остаются "дорогими игрушками" для большинства покупателей. Даже отечественные проекты, как "Атом", позиционируются в ценовом диапазоне "до 4 миллионов", что может быть слишком дорого для массового потребителя.
Увеличение утилизационного сбора и ужесточение таможенного регулирования усложнили ввоз электромобилей в страну.
Многие автопроизводители возвращаются к производству гибридов или даже автомобилей с ДВС. Например, Porsche Macan, вышедший в электрической версии, планируется вновь выпускать с бензиновым двигателем.
Будущее электромобилей в России
Несмотря на текущий спад, эксперты не считают, что эра электромобилей в России завершается.
Генеральный директор ООО "ЭМ Рус" Илья Рашкин оценивает, что массовый переход на электромобили — это вопрос 3-5 лет. Он считает, что государственные программы по развитию транспорта, субсидии и расширение сети зарядных станций создают твёрдую основу для роста.
Александр Корнев из "Газпромбанк Автолизинг" и Сергей Мелюх из "Авилон Электро" отмечают, что гибриды пока более популярны, чем электромобили. Они не требуют изменения привычек вождения, избавляют от "тревоги за зарядку" и более доступны по цене.
Сейчас электромобиль чаще всего является второй или третьей машиной в семье и приобретается жителями крупных городов с высоким доходом.
Советы для владельцев
При использовании электромобиля важно заранее планировать маршрут с учётом расположения зарядных станций. Также для экономии заряда рекомендуется отключать энергопотребляющие системы, такие как кондиционер или обогрев.
Интересно, смогут ли отечественные проекты, такие как Evolute и "Москвич", при поддержке государства изменить текущую динамику и сделать электромобили доступными для более широкого круга потребителей.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru