Ремонт автомобиля: открытие капота
Ремонт автомобиля: открытие капота
Антон Василюк Опубликована 31.07.2025 в 2:17

Чистый воздух vs. пустой кошелёк: чем вам обходится экологичный выхлоп

Почему забивается сажевый фильтр и как его регенерировать

Дизельные двигатели всегда славились экономичностью и тягой, но у них есть один неприятный спутник — сажа. Чтобы снизить вред для экологии, инженеры придумали сажевый фильтр. В Европе его начали массово устанавливать ещё в 2000-х, а сегодня без него не обходится ни один современный дизель. Но так ли он хорош на практике?

Что такое сажевый фильтр и зачем он нужен

Сажевый фильтр (DPF — Diesel Particulate Filter) — это элемент выхлопной системы, который улавливает микрочастицы углерода, образующиеся при сгорании дизельного топлива. По сути, это "сито" с множеством мелких каналов, задерживающих сажу.

Интересный факт: Согласно исследованиям, один дизельный двигатель без фильтра выбрасывает до 8 граммов сажи на 1000 км. Это не только вредно для экологии, но и опасно для здоровья — частицы PM2.5 способны проникать глубоко в лёгкие.

Фильтр стал обязательным для автомобилей стандарта Евро-5 и выше. Если в вашей машине его нет — скорее всего, предыдущий владелец его удалил.

Где находится сажевый фильтр и как его опознать

Расположение зависит от модели автомобиля:

Отдельный блок — выглядит как металлический "бочонок" в выхлопной системе.

Комбинированный с катализатором (сажево-каталитический фильтр, CDPF) — в этом случае его не всегда можно увидеть без разбора системы.

Как понять, что фильтр забит

Основные признаки:

  • Падение мощности — двигатель "не тянет", особенно на низких оборотах.
  • Увеличение расхода топлива — ЭБУ пытается компенсировать недостаток тяги.
  • Ошибка на приборной панели — загорается значок в виде фильтра с точками внутри.
  • Неустойчивая работа на холостых — из-за затруднённого выхлопа.

Если игнорировать проблему, в какой-то момент автомобиль может перейти в аварийный режим, ограничив мощность.

Как очистить сажевый фильтр

Фильтр не вечен, но его можно регенерировать — то есть очищать от сажи. Существует три способа:

Пассивная регенерация

Происходит автоматически при длительной езде на высоких оборотах (от 2500 об/мин). Температура в выхлопной системе повышается, и сажа выгорает.

Совет: Если вы редко ездите по трассе, раз в месяц устраивайте "прогрев" — 20-30 минут движения на повышенных оборотах.

Активная регенерация

Когда фильтр сильно забит, ЭБУ запускает принудительный прогрев:

  • увеличивает впрыск топлива;
  • поднимает температуру выхлопных газов до 600°C;
  • сажа сгорает.

В некоторых моделях (например, Peugeot, Citroën) используют специальные присадки, которые помогают очистке.

Принудительная регенерация через диагностику

Если система не справляется, можно запустить очистку через сканер — двигатель будет работать на 2000-2500 об/мин без нагрузки.

Что делать, если регенерация не помогает

Со временем фильтр изнашивается, и обычная очистка перестаёт работать. Тогда остаётся три варианта:

Промывка

Со снятием — фильтр заливают специальным раствором на 8-10 часов.

Без снятия — через датчик впрыскивают чистящую жидкость (менее эффективно).

Замена

Новый фильтр стоит от 30 000 до 150 000 рублей в зависимости от модели.

Удаление

Самый спорный, но популярный способ:

  • Физически вырезают фильтр из системы.
  • Перепрошивают ЭБУ, чтобы он не выдавал ошибки.

Минусы:

Повышается токсичность выхлопа.

Техосмотр не пройти (если проверяют выхлоп).

Возможны проблемы с динамикой.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Ошибка, которую совершают покупатели на вторичке — сразу называют сумму сегодня в 6:56

Купили машину и пожалели — и всё из-за одной фразы: эти ошибки совершают даже опытные водители

Автомобилистам объяснили, как вести себя с продавцами и дилерами, чтобы не переплатить при покупке машины.

Читать полностью »
Простые советы помогают водителям продлить срок службы шин и сэкономить сегодня в 5:56

Шины выходят из строя быстрее, чем обещают производители: водители совершают одни и те же ошибки — и теряют деньги

Простые советы помогают водителям продлить срок службы шин и сэкономить.

Читать полностью »
Neiman Marcus Fighter продан за $11 млн — это самый дорогой мотоцикл в мире сегодня в 1:56

Они стоят, как вилла на берегу моря: эти мотоциклы доступны лишь единицам — и именно это делает их легендами

Эти 15 мотоциклов стоят миллионы долларов — и каждый из них стал легендой в мире мототехники.

Читать полностью »
Автомобили с бронированием используют для повседневных поездок сегодня в 3:56

Роскошь без компромиссов: под капотом у этих авто спрятана защита уровня армейских броневиков

На дорогах всё чаще встречаются автомобили с бронёй — они защищают от атак и выглядят как обычные люксовые модели.

Читать полностью »
АКПП дергает из-за неправильного масла сегодня в 2:13

Толчки на разгоне — случайность или приговор коробке: как отличить поломку от особенности

Автомат стал "пинаться"? Разбираем 7 причин, как отличить особенность от поломки, что проверить самому и какие меры реально спасают коробку.

Читать полностью »
Индикатор ABS загорается при пробллемах с тормозами сегодня в 1:06

Лампа ABS не приговор: пошаговый алгоритм, который сэкономит деньги и нервы

Загорелась лампа ABS? Раскладываем по полочкам: причины, проверка, пошаговая диагностика и профилактика, чтобы вернуть системе работу и спокойствие за рулём.

Читать полностью »
Битум невозможно оттерть с машины водой сегодня в 0:52

Секреты детейлеров: простые средства, которые убирают битум без следа

Битумные пятна портят вид авто и разрушают краску. Разбираемся, какие средства помогут их убрать без вреда для кузова.

Читать полностью »
Акции Tesla выросли на 3,6% после покупки Маском пакета ценных бумаг вчера в 23:56

Сенсационная покупка Илона Маска: как личное вложение в $1 млрд остановило падение акций Tesla

Политическая активность главы компании Илона Маска в первой половине года и снижение объёмов продаж электромобилей негативно отразились на капитализации. Тем не менее, с апрельских минимумов акции компании подорожали на 85%.

Читать полностью »