
Дизель против бензина — битва за ресурс: почему один сгорает быстрее, а другой служит десятилетиями
Дизельные моторы традиционно считаются более надёжными и выносливыми, чем бензиновые. Эту точку зрения подтвердил автоэксперт Игорь Миронов, отметив, что дизельный двигатель в среднем служит в полтора раза дольше бензинового. Причины кроются не только в конструкции, но и в физике работы самого агрегата.
Почему дизель живёт дольше
Главное отличие — способ воспламенения топливной смеси. В бензиновом двигателе топливо зажигается искрой, а в дизельном — самовоспламеняется от сжатия воздуха. Из-за этого в дизеле отсутствует система зажигания, а значит, меньше деталей, подверженных износу.
"Дизельный двигатель изначально проектируется под более высокие нагрузки и компрессию, поэтому его детали массивнее и долговечнее. В среднем ресурс дизеля на 50 % выше", — отметил автоэксперт Игорь Миронов.
К тому же топливо сгорает медленнее, создавая плавное давление на поршень. Это снижает вибрации и ударные нагрузки на механизмы.
А что если сравнить одинаковые по объёму моторы? Даже тогда дизель выигрывает: при равных условиях его ресурс составляет около 400-500 тыс. км, тогда как бензиновый аналог редко превышает 250-300 тыс. км без капитального ремонта.
Конструктивные особенности, влияющие на ресурс
Долговечность дизеля обеспечивают:
- усиленный блок цилиндров - из более прочного чугуна или высокопрочного сплава;
- толстые стенки поршней и гильз;
- сниженную рабочую температуру - топливо испаряется медленнее;
- меньшие обороты коленвала - двигатель крутится реже, значит, детали изнашиваются медленнее.
"Дизель работает на низких оборотах, но при высоком крутящем моменте — именно поэтому он спокойно переносит долгие пробеги и тяжёлые условия эксплуатации", — пояснил Миронов.
Почему бензиновый мотор изнашивается быстрее? При высокой частоте вращения поршни совершают больше циклов в минуту, температура выше, а смазка выгорает быстрее. В итоге масляная плёнка разрушается, и детали начинают тереться почти "всухую".
Экономия против долговечности
Дизель не только живёт дольше, но и экономичнее. Расход топлива у него на 20-30 % ниже, а удельная энергия одного литра солярки выше, чем у бензина. Но за это приходится платить другими расходами — качественным топливом и обслуживанием.
А что если лить дешёвую солярку? Тогда преимущество дизеля быстро исчезает: форсунки засоряются, а топливная аппаратура выходит из строя. Восстановление такой системы обойдётся дороже капитального ремонта бензинового двигателя.
"Качество топлива и своевременная замена масла — главные условия долгой жизни дизеля. При нарушении этих правил ресурс сокращается вдвое", — уточнил Миронов.
Когда дизель невыгоден
Несмотря на надёжность, дизель не всегда рационален. При коротких городских поездках он прогревается медленно, из-за чего образуется конденсат и сажа, забивающая клапаны и сажевый фильтр.
Типичные ошибки владельцев:
- эксплуатация в режиме коротких поездок;
- редкая замена фильтров и масла;
- использование некачественного топлива;
- длительные стоянки при отрицательных температурах без подогрева.
А что если использовать дизель в такси или на трассе? В таких условиях он раскрывает все преимущества: равномерная нагрузка, длительная работа при стабильной температуре и меньше холодных запусков. Это продлевает срок службы ещё на 100-150 тыс. км.
Современные тенденции
Сегодня ресурс дизеля немного сокращается из-за ужесточения экологических норм: производители снижают компрессию и делают моторы легче. Но даже в этих условиях они остаются самыми выносливыми в линейке ДВС.
А что если сравнивать с гибридом? Электродвигатель не изнашивается как ДВС, но его ресурс зависит от батареи. Пока же по суммарной надёжности классический дизель остаётся вне конкуренции.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru