
Дети в четыре года уже понимают эмоции лучше взрослых — новое исследование
Ученые из Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова вместе с международной группой исследователей провели масштабный эксперимент, который показал, что дети уже в возрасте четырех лет способны корректировать свою оценку эмоционального состояния другого человека, учитывая описание ситуации, в которой тот оказался. В эксперименте приняли участие 333 ребенка в возрасте от четырех до восьми лет. Детям показывали две фотографии одного и того же ребенка: на первой он был вместе с другом, а на второй — один. Лицо ребенка на снимках было скрыто, поэтому юные участники должны были оценить эмоциональное состояние героя только по рассказу о ситуации.
Исследователи обратили внимание, что дети в целом воспринимали ситуацию с другом как более позитивную, чем когда ребенок сидел один. Однако когда им предоставлялась дополнительная информация о том, что игра была прощанием с другом, а не просто совместным времяпрепровождением, оценки эмоционального состояния стали значительно более негативными. Наоборот, если ребенок один на фото, но при этом ожидал возвращения друга, дети меняли изначально негативное впечатление на более положительное. Такая динамика наблюдалась у всех участников исследования, что указывает на раннее развитие способности учитывать контекст ситуации для оценки эмоций других людей.
Старшие дети, особенно школьники, чаще и точнее использовали контекст для обоснования своих выводов, что отражает развитие когнитивных навыков и умения рассуждать о чувствах. Ученые отмечают, что дети не просто получают эмоциональную информацию, но и активно конструируют своё понимание на основе жизненных обстоятельств, что говорит о раннем развитии эмпатии и социального мышления. Кроме того, дополнительный контекст не вызвал у детей путаницы, а наоборот — повысил уверенность в своих оценках и помог лучше понять чувства другого человека.
Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса отметил, что открытие демонстрирует, как с раннего возраста дети способны воспринимать и перерабатывать сложную эмоциональную информацию, опираясь на контекст и ситуацию, в которой находится другой человек. Это говорит о том, что развитие эмоционального интеллекта начинается гораздо раньше, чем принято считать, и дети способны не просто чувствовать, но и анализировать эмоции с учетом обстоятельств.
Результаты исследования имеют важное значение для педагогики и психологии, так как позволяют по-новому взглянуть на возрастные особенности восприятия и понимания эмоций у детей. Они показывают, что воспитание и обучение эмоциональной компетентности можно начинать уже в дошкольном возрасте, используя ситуации и рассказы, которые помогают ребёнку развивать способность к эмпатии и сложным социальным рассуждениям.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru