
Вечный запаска: технология, которая навсегда избавит от возни с домкратом в грязи
Что может быть хуже, чем услышать на пустынной трассе глухой хлопок и почувствовать, как машина резко начинает тянуть в сторону? Эта неприятность способна надолго выбить из колеи даже бывалого автолюбителя. Однако паника — плохой советчик. Гораздо лучше быть во всеоружии и точно знать, как действовать, если вы столкнулись с проколом или порезом колеса вдали от дома. Давайте разберём всё по порядку: от профилактики до практических шагов по замене.
Фундамент безопасной поездки: профилактика и подготовка
Подавляющего большинства проблем с колёсами можно избежать, если уделить внимание двум ключевым моментам перед выездом: визуальному осмотру и проверке давления.
Тщательный осмотр шин — это не просто формальность. Покрышки должны быть не просто сезонными, но и находиться в достойном состоянии. Рисунок протектора на колёсах одной оси обязан совпадать. Возраст шин — критически важный параметр. Согласно ГОСТ 4754-97, срок эксплуатации легковых шин составляет пять лет. Со временем резина "дубеет", теряет эластичность и при сильном ударе (например, о яму) может не сжаться, а треснуть. Такую шину уже не восстановить.
Стертый протектор не только коренным образом снижает сцепление с мокрой дорогой, но и становится легкой добычей для любого острого предмета на дороге. А оголенный корд — это прямая дорога к внезапному взрыву колеса на высокой скорости. Отдельного внимания заслуживают "грыжи" — вздутия на боковинах. Они появляются из-за брака или после встречи с серьёзной выбоиной. Помимо риска внезапного разрыва, такая "шишка" губит подвеску и ступичные подшипники.
Давление в шинах — второй столп безопасности. Проверить его можно на любой заправке или шиномонтаже. Правильные значения ищите на стикере в проёме водительской двери или на стойке кузова. Важно соблюдать эти рекомендации, а не полагаться на "авось". Недокаченные или перекаченные шины кардинально меняют поведение автомобиля на дороге. Учтите, что давление может варьироваться в зависимости от загрузки авто — эту информацию производитель всегда указывает в мануале.
Что должно быть в багажнике: собираем аптечку для колёс
Производитель обычно кладёт в машину базовый набор: "докатку", домкрат и баллонный ключ. Никогда не жертвуйте этим местом ради лишнего чемодана — эта экономия пространства может дорого обойтись. Дополнить этот комплект стоит компрессором и специальным ремкомплектом для шин, в который входят жгуты-жгуты, шило и специальный клей.
Инструкция по использованию ремкомплекта: возьмите шило, наденьте на него жгут и обильно смажьте клеем. Затем проткните повреждённое место, чтобы жгут ушёл внутрь покрышки. Медленно извлеките шило — жгут сложится пополам и надежно закупорит прокол, а клей обеспечит герметизацию. Через 5-10 минут излишки жгута можно срезать.
Интересный факт: некоторые автобренды, стремясь снизить вес и сэкономить место, вместо запасного колеса кладут в комплект баллончик с герметиком и компрессор. Состав закачивается внутрь шины и временно заделывает отверстие. Другие пошли ещё дальше, устанавливая на свои модели технологию RunFlat. Это шины с усиленными боковинами, которые позволяют проехать на спущенном колесе до 80 км/ч на расстояние до 50 километров. Колесо при этом не съезжает с диска и выглядит абсолютно нормально.
Тревожные звоночки: как понять, что колесо повреждено
Громкий хлопок и резкий уход машины в сторону пропустить невозможно. Но с медленным проколом всё иначе. Первый признак — автомобиль начинает устойчиво тянуть в одну сторону. При полном спуске появится сильная вибрация, и каждая кочка будет отдавать в кузов металлическим стуком, ведь удары теперь принимает на себя диск, а не амортизирующая шина.
Помощь может прийти с приборной панели. Многие современные автомобили оснащены системой контроля давления в шинах (TPMS). При значительной потере давления она выведет соответствующее предупреждение — это прямой сигнал к немедленной остановке. Если услышите характерное шипение выходящего воздуха, сомнений нет. Чтобы точно найти место прокола, можно побрызгать на колесо водой — в проблемной точке появятся пузыри.
Алгоритм действий в чрезвычайной ситуации
Главное — сохранять спокойствие. Если ваш автомобиль на "умных" шинах RunFlat, просто включите аварийку и спокойно двигайтесь к ближайшей мастерской, не превышая разрешённые 80 км/ч.
С обычной шиной такой фокус не пройдёт. Если колесо спустило полностью, а компрессор не помогает, то максимальное расстояние, которое можно проехать, — не более 2 километров со скоростью до 40 км/ч. Дальше вы рискуете убить и диск, и саму покрышку. Обязательно включите "аварийку" и двигайтесь по обочине.
Если понимаете, что сами не справляетесь, можно вызвать мобильный шиномонтаж или эвакуатор. Цены на такие услуги вдали от города бывают высокими, а ждать помощи порой приходится долго. При отсутствии связи остаётся только рассчитывать на помощь других автомобилистов.
Самостоятельная замена: краткая и безопасная инструкция
Наличие полноценной запаски решает большинство проблем. Меняйте колесо, строго следуя правилам безопасности: наденьте светоотражающий жилет и выставите знак аварийной остановки (15 метров в городе, 30 — на трассе).
Порядок действий:=
Ослабьте гайки. Сделайте это на земле, пока машина не поднята. Сорвать прикипевшие болты на весу почти невозможно.
Обеспечьте неподвижность. Найдите ровную площадку, зафиксируйте колёса с противоположной стороны противооткатными упорами или хотя бы крупными камнями.
Установите домкрат правильно. Он должен стоять на твёрдой ровной поверхности строго перпендикулярно земле. Упирайте его только в специальные штатные точки на кузове (отмечены стрелками на порогах), избегая пластиковых элементов.
Поднимите и замените. Поднимите авто так, чтобы колесо оторвалось от земли. Полностью выкрутите гайки и снимите повреждённое колесо. Заранее доставьте запаску из багажника, установите её и наживите гайки.
Опустите и затяните. Опустите машину, а затем окончательно и с усилием затяните гайки крест-накрест. Это предотвратит перекос колеса.
Помните: "докатка" — временное решение с ограничением скорости в 80 км/ч.
Доверьтесь профессионалу. На ближайшей СТО попросите мастера протянуть колёсные болты динамометрическим ключом с правильным усилием.
Помните, что грамотная подготовка и хладнокровие превратят большую проблему в небольшую дорожную неприятность, которую вы легко сможете решить.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru