Ключ в замке зажигания
Ключ в замке зажигания
Антон Василюк Опубликована 07.08.2025 в 1:17

Три простых способа проверить стартер без поездки в сервис

Почему стартер щелкает, но не крутит

Представьте: поворачиваете ключ зажигания, а двигатель молчит. В лучшем случае раздаётся слабое жужжание, в худшем — лишь зловещие щелчки. Виновником часто становится стартер — небольшой, но мощный электродвигатель, без которого запуск мотора невозможен. Как он устроен, какие бывают неисправности и можно ли продлить его жизнь?

Из чего состоит стартер

Несмотря на компактность, стартер — это сложный механизм, включающий около 50 деталей. Основные компоненты:

Корпус и магнитные сердечники

В цилиндрическом корпусе расположены четыре магнитных сердечника (их называют "башмаками"). Раньше здесь использовалась обмотка возбуждения, но современные стартеры оснащены постоянными магнитами, выполняющими роль статора.

Якорь и коллектор

Сердечник с пластинами и обмотками, соединёнными с коллектором. При подаче тока создаётся магнитное поле, заставляющее якорь вращаться.

Щётки и щёткодержатели

Четыре графитовые щётки (две "плюсовые" и две "минусовые") прижимаются к коллектору, передавая ток от аккумулятора.

Втягивающее реле

Электромагнит, который:

  • замыкает силовые контакты ("пятаки"), подавая ток на стартер;
  • сдвигает бендикс, соединяя его с маховиком двигателя.

Бендикс (обгонная муфта)

Шестерня, передающая вращение на маховик. Обгонный механизм защищает стартер от обратного удара, когда двигатель запускается.

Как это работает

Вы поворачиваете ключ зажигания — ток поступает на втягивающее реле.

Реле замыкает "пятаки" и двигает бендикс вперёд.

Ток подаётся на обмотки якоря — стартер вращается, раскручивая маховик.

Двигатель запускается — вы отпускаете ключ — цепь размыкается, бендикс отходит назад.

Виды стартеров: какой надёжнее

Современные стартеры делятся на два типа:

Редукторные (планетарные)

Плюсы: эффективны даже при низком заряде АКБ.

Минусы: сложная конструкция, дорогой ремонт.

Безредукторные (роторные)

Плюсы: проще и дешевле в обслуживании.

Минусы: чувствительны к состоянию аккумулятора.

Интересный факт: В прошлом веке для запуска двигателя использовали "кривой стартер" — заводную рукоятку. Водителям приходилось прилагать физические усилия, особенно в морозы!

Типичные неисправности стартера

Если двигатель не заводится, обратите внимание на поведение стартера:

Гудит, но не крутит маховик — износ бендикса или редуктора.

Щёлкает, но не вращается — разряжен АКБ, окислены клеммы или неисправно реле.

Крутит медленно — износ втулок, замыкание обмоток или слабый заряд аккумулятора.

Посторонние звуки (скрежет, стук) — механический износ деталей.

Как проверить стартер

Диагностика втягивающего реле

Подайте "+" на контакт реле, "-" на корпус. Если бендикс выдвигается — реле исправно.

Проверка вращения ротора

Подключите "+" к силовому выводу реле. Если якорь крутится — проблема не в двигателе стартера.

Глубокая диагностика

Проверка щёток, обмоток и втулок требует разборки. Если нет опыта, лучше обратиться в сервис.

Ремонт или замена

Если стартер сломался, варианта два:

Ремонт

Замена щёток, бендикса или реле обычно недорога.

Но если изношен якорь или обмотки, ремонт может быть нецелесообразен.

Замена

Новый стартер стоит дороже, но избавляет от будущих проблем.

Установка проста: снять клеммы АКБ, открутить крепления и провода, затем поставить новый агрегат.

Как продлить жизнь стартеру

Не злоупотребляйте автозапуском.

Не держите ключ в положении "старт" после запуска мотора.

Избегайте глубоких луж — вода может повредить контакты.

Для дизелей: минимизируйте использование "эфиров" для холодного пуска.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Опрос показал, что самым популярным перекусом российских водителей в дороге стали бутерброды вчера в 23:38
Что едят за рулём: опрос показал, без какого фастфуда российские водители не выезжают

Россияне всё чаще едят в дороге: опрос показал, что бутерброды — главный выбор водителей, но за этим стоит не просто привычка, а особая культура поведения на трассе.

Читать полностью »
Павел Бахарев предупредил: контрафактное масло теряет текучесть уже при небольшом минусе вчера в 22:32
Синоптики обещают морозную зиму: одно неверное масло может погубить двигатель

Зимой неправильный выбор моторного масла может привести к быстрому износу двигателя. Эксперт Sintec рассказал, как подобрать масло, чтобы избежать проблем.

Читать полностью »
Оспорить штраф ГИБДД можно в течение 10 дней — автоюрист Лев Воропаев вчера в 21:51
Фантомное нарушение: почему штраф приходит, даже если вы никуда не ездили

Автоюрист Лев Воропаев объяснил, как оспорить ошибочный штраф ГИБДД. Если нарушение зафиксировала камера или инспектор, жалобу нужно подавать в суд по месту их нахождения.

Читать полностью »
Блогер: установка заглушек на решётку радиатора может повредить двигатель вчера в 20:38
Ошибка, которая стоит двигателя: почему не стоит перекрывать радиатор полностью

Картонка на радиаторе — пережиток прошлого, но для машин, созданных для тропиков, она порой становится спасением в мороз. Когда заглушка оправдана — в статье.

Читать полностью »
Грамотный уход за кузовом автомобиля поможет избежать коррозии вчера в 19:56
Вы забудете о коррозии, если сделаете это: самые эффективные способы защиты авто

Советы по уходу за автомобилем помогут сохранить лакокрасочное покрытие в идеальном состоянии. Узнайте, как защитить кузов от солнца, грязи и механических повреждений.

Читать полностью »
Michelin, Continental и Goodyear выпускают прежние модели шин под другими марками вчера в 18:45
Не ведитесь на азот и особые газы: правда о шинных мифах

Шинный рынок полон уловок — от “второй линии” под другими марками до платного азота в колёсах. Разбираем, где экономия реальна, а где маркетинговая иллюзия.

Читать полностью »
Автоэксперт Миронов назвал причины, по которым дизельные моторы долговечнее бензиновых вчера в 16:35
Дизель против бензина — битва за ресурс: почему один сгорает быстрее, а другой служит десятилетиями

Автоэксперт Игорь Миронов объяснил, почему дизельные двигатели служат в полтора раза дольше бензиновых — их конструкция изначально рассчитана на высокие нагрузки и плавное сгорание топлива.

Читать полностью »
Bild: Volkswagen временно закрывает заводы в Германии из-за нехватки микрочипов вчера в 15:32
Один поставщик остановил империю: как Nexperia поставила Volkswagen на паузу

Volkswagen вынужден останавливать конвейеры из-за дефицита чипов после конфликта вокруг Nexperia. Под угрозой инвестиции, рабочие места и планы концерна на 2026 год.

Читать полностью »