Ключ в замке зажигания
Ключ в замке зажигания
Антон Василюк Опубликована 07.08.2025 в 1:17

Три простых способа проверить стартер без поездки в сервис

Почему стартер щелкает, но не крутит

Представьте: поворачиваете ключ зажигания, а двигатель молчит. В лучшем случае раздаётся слабое жужжание, в худшем — лишь зловещие щелчки. Виновником часто становится стартер — небольшой, но мощный электродвигатель, без которого запуск мотора невозможен. Как он устроен, какие бывают неисправности и можно ли продлить его жизнь?

Из чего состоит стартер

Несмотря на компактность, стартер — это сложный механизм, включающий около 50 деталей. Основные компоненты:

Корпус и магнитные сердечники

В цилиндрическом корпусе расположены четыре магнитных сердечника (их называют "башмаками"). Раньше здесь использовалась обмотка возбуждения, но современные стартеры оснащены постоянными магнитами, выполняющими роль статора.

Якорь и коллектор

Сердечник с пластинами и обмотками, соединёнными с коллектором. При подаче тока создаётся магнитное поле, заставляющее якорь вращаться.

Щётки и щёткодержатели

Четыре графитовые щётки (две "плюсовые" и две "минусовые") прижимаются к коллектору, передавая ток от аккумулятора.

Втягивающее реле

Электромагнит, который:

  • замыкает силовые контакты ("пятаки"), подавая ток на стартер;
  • сдвигает бендикс, соединяя его с маховиком двигателя.

Бендикс (обгонная муфта)

Шестерня, передающая вращение на маховик. Обгонный механизм защищает стартер от обратного удара, когда двигатель запускается.

Как это работает

Вы поворачиваете ключ зажигания — ток поступает на втягивающее реле.

Реле замыкает "пятаки" и двигает бендикс вперёд.

Ток подаётся на обмотки якоря — стартер вращается, раскручивая маховик.

Двигатель запускается — вы отпускаете ключ — цепь размыкается, бендикс отходит назад.

Виды стартеров: какой надёжнее

Современные стартеры делятся на два типа:

Редукторные (планетарные)

Плюсы: эффективны даже при низком заряде АКБ.

Минусы: сложная конструкция, дорогой ремонт.

Безредукторные (роторные)

Плюсы: проще и дешевле в обслуживании.

Минусы: чувствительны к состоянию аккумулятора.

Интересный факт: В прошлом веке для запуска двигателя использовали "кривой стартер" — заводную рукоятку. Водителям приходилось прилагать физические усилия, особенно в морозы!

Типичные неисправности стартера

Если двигатель не заводится, обратите внимание на поведение стартера:

Гудит, но не крутит маховик — износ бендикса или редуктора.

Щёлкает, но не вращается — разряжен АКБ, окислены клеммы или неисправно реле.

Крутит медленно — износ втулок, замыкание обмоток или слабый заряд аккумулятора.

Посторонние звуки (скрежет, стук) — механический износ деталей.

Как проверить стартер

Диагностика втягивающего реле

Подайте "+" на контакт реле, "-" на корпус. Если бендикс выдвигается — реле исправно.

Проверка вращения ротора

Подключите "+" к силовому выводу реле. Если якорь крутится — проблема не в двигателе стартера.

Глубокая диагностика

Проверка щёток, обмоток и втулок требует разборки. Если нет опыта, лучше обратиться в сервис.

Ремонт или замена

Если стартер сломался, варианта два:

Ремонт

Замена щёток, бендикса или реле обычно недорога.

Но если изношен якорь или обмотки, ремонт может быть нецелесообразен.

Замена

Новый стартер стоит дороже, но избавляет от будущих проблем.

Установка проста: снять клеммы АКБ, открутить крепления и провода, затем поставить новый агрегат.

Как продлить жизнь стартеру

Не злоупотребляйте автозапуском.

Не держите ключ в положении "старт" после запуска мотора.

Избегайте глубоких луж — вода может повредить контакты.

Для дизелей: минимизируйте использование "эфиров" для холодного пуска.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

При заправке на круглую сумму может быть небольшой недолив топлива сегодня в 0:22
Заправляетесь на круглую сумму? Вот почему вы каждый раз теряете деньги и даже не подозреваете

Почему привычка заправляться "на круглую сумму" делает водителей постоянными спонсорами заправок, и как простые решения помогают избежать скрытых переплат.

Читать полностью »
Припаркованный на зиму авто на улице следует периодически заводить — мастер вчера в 22:33
Броня для зимующего на улице авто: угрозы исчезают, если обратить внимание на эти детали

Зимовка автомобиля под открытым небом может привести к дорогостоящим ремонту. Узнайте, как правильно подготовить машину и избежать проблем в зимний период.

Читать полностью »
Очистка катушки восстанавливает плавность втягивания ремня — naavtotrasse вчера в 20:43
Ремень безопасности ведёт себя как капризный пассажир: одна пылинка превращает защиту в проблему

Ремень безопасности заклинил? В некоторых случаях проблему можно устранить без сервиса. Пошаговая инструкция и советы — в нашем материале.

Читать полностью »
Утечка газов через глушитель опасна для водителя — naavtotrasse вчера в 18:41
Ржавчина ест металл быстрее, чем предполагают водители: выхлопная система сдается по швам

Когда глушитель начинает греметь и пропускать выхлоп, игнорировать проблему опасно. Разбираемся, почему ломается выхлопная система и как отремонтировать её своими силами.

Читать полностью »
Оптимально хранить резину при температуре до 10 градусов Цельсия вчера в 16:57
Перед тем как убрать шины, сделайте это — резина останется как новая: лайфхак от бывалых автолюбителей

После сезонной переобувки важно не только сменить шины, но и правильно их сохранить. Ошибки в хранении приводят к повреждениям и потере свойств резины.

Читать полностью »
GMC Acadia признана самой ненадёжной моделью 2026 года — Consumer Reports вчера в 14:39
Обещаний было больше, чем надёжности: свежий антирейтинг показал самые капризные авто 2026 года

Свежий рейтинг Consumer Reports раскрывает десять моделей 2026 года, которые доставляют владельцам больше всего хлопот.

Читать полностью »
Короткий прогрев зимой снижает риск дорогостоящего ремонта — автомеханики вчера в 12:53
Двигатель глотает холод, коробка отвечает рывками: первые минуты поездки решают срок службы авто

Многие автомобилисты уверены, что современные двигатели не нуждаются в прогреве. Однако отказ от этой привычки может обернуться дорогостоящим ремонтом спустя десятки тысяч километров.

Читать полностью »
Холостой ход двигателя увеличивает расход горючего — naavtotrasse вчера в 10:48
Топливо исчезает, как вода в песке: мелкие ошибки за рулём крадут десятки километров с каждого бакам

Экономить на топливе можно без ухищрений — достаточно скорректировать стиль вождения и следить за техническим состоянием машины.

Читать полностью »