
Опасный маневр: почему задняя передача может стать вашим главным врагом на дороге
Вы когда-нибудь задумывались, почему автомобиль на задней передаче ведёт себя иначе, чем при движении вперёд? Всё дело в особенностях конструкции трансмиссии, которая заставляет колёса вращаться в обратном направлении. Причём в разных типах коробок передач этот процесс реализован по-разному.
Как устроена задняя передача
Задний ход — это не просто "перевёрнутая" первая передача. В механических коробках (МКПП) и роботизированных трансмиссиях для реверса используется дополнительная промежуточная шестерня, которая меняет направление вращения выходного вала. Именно поэтому при включении задней скорости иногда слышен характерный лёгкий шелест — это входит в зацепление отдельный зубчатый механизм.
В автоматических коробках (АКПП) и вариаторах всё иначе. Здесь за реверс отвечает планетарная передача — сложный узел, состоящий из:
- "солнечной" шестерни (центральной);
- сателлитов (промежуточных шестерёнок);
- "короны" (внешнего зубчатого кольца).
Блокируя один из элементов этой системы, коробка меняет направление вращения выходного вала.
Что происходит при включении "R"
Помимо смены направления движения, активируется датчик заднего хода, который:
- включает белые фонари заднего хода (по ПДД они должны гореть только при движении назад);
- запускает парктроники и камеру (если они есть);
- может активировать ассистенты парковки.
Интересный факт: в некоторых старых автомобилях (например, советских "Волгах") датчик заднего хода был механическим и срабатывал только при полном включении передачи.
Как правильно включить заднюю передачу
Обозначается она буквой "R" (от англ. reverse), а в старых моделях — "ЗХ" (задний ход). Но сам процесс зависит от типа КПП.
На механике:
- Полностью остановите машину.
- Выжмите сцепление + тормоз.
- Переведите рычаг в положение "R" (иногда для этого нужно нажать на кнопку или поднять кольцо на селекторе).
- Плавно отпустите сцепление, добавляя газ.
Важно: на некоторых авто задняя передача включается с усилием — это защита от случайного переключения.
На автомате:
- Остановитесь.
- Нажмите тормоз.
- Разблокируйте селектор (кнопкой или электронной блокировкой).
- Переведите рычаг в "R".
- Отпустите тормоз и начинайте движение.
Особенности движения задним ходом
Машина манёвреннее, но менее устойчива — даже небольшой поворот руля может резко изменить траекторию.
Зеркала искажают расстояние — объекты кажутся дальше, чем есть на самом деле.
Полезный лайфхак: если застряли в снегу или грязи, попробуйте выехать задним ходом — на многих авто крутящий момент на "R" выше, чем на первой передаче.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru