Внедорожник "Комбат"
Внедорожник "Комбат"
Дмитрий Толстенёв Опубликована 30.05.2025 в 4:39

Дифференциал под прицелом: почему блокировка может превратить ваш внедорожник в опасный таран

Дифференциал — это один из ключевых механизмов, применяемых в автомобилестроении с самого начала появления машин с двумя ведущими колесами. Его основная функция заключается в том, чтобы позволить ведущим колесам вращаться с разной скоростью при прохождении поворота. Ведь внутреннее колесо, которое находится ближе к центру поворота, проходит меньший путь и, соответственно, должно вращаться медленнее наружного. Такая конструкция помогает избежать проскальзывания и излишнего износа шин.

При движении автомобиля все четыре колеса проходят разное расстояние, что требует индивидуальной скорости вращения каждого из них. Если бы ведущие колеса были жестко соединены одним валом, то при любом повороте одно из них неизбежно бы буксовало, что негативно сказалось бы на управляемости и безопасности. В конструкции дифференциала полуоси соединяются с шестернями, которые взаимодействуют через сателлиты, давая возможность полуосям вращаться с разной скоростью. Однако именно эта свобода движения становится причиной определённых проблем в условиях плохого сцепления с дорогой.

Хотя дифференциал значительно улучшает устойчивость и управляемость автомобиля, он одновременно снижает проходимость. Когда одно из ведущих колес попадает на скользкую поверхность, оно начинает пробуксовывать, в то время как второе колесо, не получая необходимого крутящего момента, просто остаётся неподвижным, не в состоянии сдвинуть автомобиль с места. Именно поэтому многие автолюбители прибегают к блокировке дифференциала.

Блокировка межколесного дифференциала, особенно сваркой, которая иногда используется на заднеприводных машинах для дрифта или дрэга, считается опасной и непрактичной мерой. При этом в момент разгона оба колеса на задней оси зачастую буксуют, что может немного повысить динамику, но существенно снижает безопасность. Любители оффроуда также прибегают к такому способу, но после этого автомобиль становится непригоден для использования на дорогах общего пользования.

Последствия блокировки дифференциала при езде на обычных дорогах достаточно серьёзны. В каждом повороте одно из заблокированных колес вынуждено будет скользить, что летом приведёт к быстрому износу шин, а зимой станет причиной опасных ситуаций. Шина в точке соприкосновения с дорогой способна обеспечить определённое трение, которое удерживает автомобиль от сноса в продольном и поперечном направлениях. Если же шина начинает буксовать продольно, она теряет способность удерживать машину от бокового сноса, что особенно опасно для заднеприводных авто, где только одно колесо удерживает заднюю ось от заноса в поворотах.

В автомобилях с полным приводом ситуация несколько иная. Крутящий момент может распределяться на все четыре колеса, что зависит от конструкции системы полного привода. Некоторые модели оснащены свободным межосевым дифференциалом, обеспечивающим хорошую устойчивость на дороге, но при скользких условиях могут испытывать проблемы с троганием с места, если одно из колес окажется на льду. Автопроизводители стараются повысить проходимость, используя разные типы муфт для блокировки межосевого дифференциала либо применяя жёсткую блокировку, как это реализовано на таких автомобилях, как Лада Нива и Нива Travel.

Некоторые внедорожники используют схемы, при которых передняя ось подключается напрямую, без дифференциала, что характерно для многих пикапов и УАЗов. С заблокированным межосевым дифференциалом или жёстко подключёнными передними колесами машина уверенно чувствует себя в грязи и снегу, ведь всегда минимум два колеса пытаются вытянуть автомобиль из сложной ситуации. Однако если выехать на твёрдое покрытие с включённой блокировкой, последует значительный рост расхода топлива и износ шин из-за невозможности идеального вращения всех колёс при поворотах. Особенно это заметно на серпантинах, где при низких скоростях и крутых поворотах необходимо отключать блокировки для сохранения управляемости.

Гораздо опаснее ситуация на скользких дорогах. При повороте заблокированное колесо вынужденно скользит, теряя способность удерживать ось от бокового сноса. Если второму колесу не удаётся компенсировать боковые силы, возникает занос, что чаще всего случается с задней осью и приводит к потере контроля над автомобилем.

Современные кроссоверы оснащены электронноуправляемыми муфтами, которые регулируют подключение задней оси и помогают противостоять заносу. В зависимости от конструкции некоторые модели могут иметь склонность к заносу при слишком жёсткой блокировке, но благодаря системам стабилизации такие ситуации успешно контролируются. Именно поэтому современные кроссоверы считаются наиболее безопасными из четырёхколёсных полноприводных моделей, хотя при этом они уступают по проходимости более специализированным внедорожникам.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Забытые модели Nissan, Volvo, Buick и Mercedes оказались интересны только коллекционерам сегодня в 9:49

Эти модели прошли незамеченными — но по-настоящему впечатляют: авто поражают деталями

Автомобили известных брендов, которые не стали популярными, но сохраняют интерес коллекционеров.

Читать полностью »
ЗАЗ, Волга, Москвич и ВАЗ были созданы по мотивам европейских и американских авто сегодня в 8:49

Стоило ли плагиатить Запад? СССР нашёл необычные решения для производства

Советские автомобили часто создавались по образцам иностранных машин, сочетая простоту, надежность и массовость.

Читать полностью »
Nissan Altima, Honda Accord и Toyota Camry признаны удобными для дальних поездок сегодня в 7:49

Автомобили для путешествий, которые выдерживают годы — и это не только Toyota

Подборка подержанных седанов для дальних поездок с проверенной надежностью и низким расходом топлива.

Читать полностью »
iSeeCars: владельцы Chevrolet Cruze и BMW X1 чаще всего продают новые машины сегодня в 6:49

Владельцы этих машин не могут усидеть за рулём дольше года : от чего спасаются автомобилисты

Анализ автомобилей, которые владельцы чаще всего продают через год, и причины недовольства.

Читать полностью »
Buick Enclave, Chevrolet Tahoe и GMC Yukon вошли в топ надёжных семейных автомобилей сегодня в 5:49

Этот кроссовер выдерживает всё — от поездок по городу до путешествий: секрет семейного комфорта раскрыт

Обзор лучших семейных автомобилей с высокой безопасностью, вместимостью и надёжностью.

Читать полностью »
Dodge Dart, Mercedes CLA и Toyota Yaris входят в список машин, которых лучше избегать сегодня в 4:49

Машины, которые портят настроение с первого километра — некоторые модели вызывают разочарование даже у фанатов бренда

Обзор выявляет автомобили с низкой надёжностью, скучной ездой и частыми проблемами.

Читать полностью »
Ford F-150 Hennessey Velociraptor получил пакет с увеличенным дорожным просветом сегодня в 3:49

Что делает внедорожник настоящим монстром? Инженеры нашли секрет, который изменил F-150 до неузнаваемости

Velociraptor превращает Ford F-150 в мощный пикап, способный разгоняться как спорткар и впечатлять дизайном.

Читать полностью »
Стук в моторе чаще всего говорит о серьезных проблемах сегодня в 2:44

Ошибка на старте, которая убивает мотор: что нельзя делать, если застучало в движении

Посторонний стук в двигателе — всегда повод для беспокойства. Узнайте о семи самых частых причинах этой проблемы и что делать, если мотор застучал в дороге.

Читать полностью »