аккумулятор
аккумулятор
Антон Василюк Опубликована 02.07.2025 в 1:15

Автосервисы ненавидят этот способ: как вернуть к жизни "мёртвый" аккумулятор за копейки

Автомобильный аккумулятор — сердце электросистемы машины, но со временем он теряет заряд и ёмкость. Одна из частых причин — изменение плотности электролита. Если она повышена, проблема решается доливом дистиллированной воды. Но что делать, если плотность ниже нормы? Разберёмся, почему это происходит и как вернуть АКБ к жизни.

Можно ли повысить плотность электролита

Не всегда. Всё зависит от типа аккумулятора:

  • Необслуживаемые АКБ — герметичны, доступ к электролиту отсутствует. Корректировка плотности невозможна.
  • Обслуживаемые и малообслуживаемые — имеют съёмные крышки на банках, позволяющие доливать жидкость.

Определить тип просто: если на верхней панели есть откручивающиеся пробки — батарея обслуживаемая. Если крышек нет — значит, аккумулятор не требует (или не позволяет) вмешательства.

Какая плотность считается нормой

Плотность электролита — величина непостоянная. Она зависит от:

  • степени заряда АКБ.
  • температуры окружающей среды.

Оптимальные значения (при +20°C на заряженной батарее):

Средняя полоса России: 1,25-1,27 г/см³.

Южные регионы: на 0,01-0,02 г/см³ ниже.

Северные районы: на 0,01-0,02 г/см³ выше.

Чем опасны отклонения

Высокая плотность — ускоряет разрушение свинцовых пластин, сокращая срок службы АКБ.

Низкая плотность — приводит к замерзанию электролита зимой и снижению ЭДС (электродвижущей силы), из-за чего двигатель сложнее завести в мороз.

Как измерить плотность

Для этого используют три типа приборов:

Ареометр (денсиметр) — классический вариант с поплавками. Принцип работы:

  • Погрузить носик в банку, резиновой грушей втянуть электролит.
  • По всплывшим поплавкам определить плотность (значение показывает самый "тяжёлый" из них).
  • Вернуть электролит обратно.

Стеклянный ареометр — более точный, но хрупкий. Работает по тому же принципу, но имеет одну шкалу.

Рефрактометр — профессиональный прибор, измеряющий плотность по преломлению света. Точен, но дорог.

Когда нужно повышать плотность

Если аккумулятор новый, обычно достаточно просто подзарядить его. Но после многократного долива воды плотность может упасть настолько, что зарядка уже не поможет. В этом случае потребуется корректировка.

Важно:

  • В процессе эксплуатации уровень электролита снижается из-за испарения воды.
  • Производители рекомендуют доливать только дистиллированную воду (не электролит!).
  • Если после нескольких доливов плотность остаётся низкой — пора действовать.

Меры предосторожности

Электролит содержит 35% серной кислоты — агрессивное вещество, опасное для кожи, глаз и дыхательных путей. Работайте в:

  1. Защитных перчатках.
  2. Маске или очках.
  3. Старой одежде (кислота разъедает ткани).

Проводите процедуру в проветриваемом помещении или на улице.

Как повысить плотность электролита?

Способ 1: Долив корректирующего электролита

  1. Зарядите АКБ и дайте отстояться 2 часа.
  2. Откачайте часть электролита (не оголяя пластины!).
  3. Долейте корректирующий электролит (плотность ~1,4 г/см³) — примерно половину от откачанного объёма.
  4. Встряхните аккумулятор для перемешивания.
  5. Проверьте плотность. Если недостаточно — повторите долив.
  6. Восполните уровень дистиллированной водой.
  7. Повторите для всех банок.
  8. Поставьте АКБ на зарядку.

Способ 2: Полная замена электролита (не рекомендуется!)

Некоторые предлагают сливать старый электролит, промывать банки дистиллированной водой и заливать новый. Но этот метод рискован:

  • при переворачивании АКБ осадок со дна может замкнуть пластины,
  • после такой процедуры батарея часто выходит из строя.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Оспорить штраф ГИБДД можно в течение 10 дней — автоюрист Лев Воропаев сегодня в 21:51
Фантомное нарушение: почему штраф приходит, даже если вы никуда не ездили

Автоюрист Лев Воропаев объяснил, как оспорить ошибочный штраф ГИБДД. Если нарушение зафиксировала камера или инспектор, жалобу нужно подавать в суд по месту их нахождения.

Читать полностью »
Блогер: установка заглушек на решётку радиатора может повредить двигатель сегодня в 20:38
Ошибка, которая стоит двигателя: почему не стоит перекрывать радиатор полностью

Картонка на радиаторе — пережиток прошлого, но для машин, созданных для тропиков, она порой становится спасением в мороз. Когда заглушка оправдана — в статье.

Читать полностью »
Грамотный уход за кузовом автомобиля поможет избежать коррозии сегодня в 19:56
Вы забудете о коррозии, если сделаете это: самые эффективные способы защиты авто

Советы по уходу за автомобилем помогут сохранить лакокрасочное покрытие в идеальном состоянии. Узнайте, как защитить кузов от солнца, грязи и механических повреждений.

Читать полностью »
Michelin, Continental и Goodyear выпускают прежние модели шин под другими марками сегодня в 18:45
Не ведитесь на азот и особые газы: правда о шинных мифах

Шинный рынок полон уловок — от “второй линии” под другими марками до платного азота в колёсах. Разбираем, где экономия реальна, а где маркетинговая иллюзия.

Читать полностью »
Автоэксперт Миронов назвал причины, по которым дизельные моторы долговечнее бензиновых сегодня в 16:35
Дизель против бензина — битва за ресурс: почему один сгорает быстрее, а другой служит десятилетиями

Автоэксперт Игорь Миронов объяснил, почему дизельные двигатели служат в полтора раза дольше бензиновых — их конструкция изначально рассчитана на высокие нагрузки и плавное сгорание топлива.

Читать полностью »
Bild: Volkswagen временно закрывает заводы в Германии из-за нехватки микрочипов сегодня в 15:32
Один поставщик остановил империю: как Nexperia поставила Volkswagen на паузу

Volkswagen вынужден останавливать конвейеры из-за дефицита чипов после конфликта вокруг Nexperia. Под угрозой инвестиции, рабочие места и планы концерна на 2026 год.

Читать полностью »
Механики раскрывают, как обслуживают собственные автомобили сегодня в 14:22
Ремонт превращается в испытание доверия: честность мастера теперь дороже любой детали

Бывший механик рассказывает, как мастера обслуживают собственные машины, почему не стоит бояться присадок и где проходит граница между экономией и халтурой.

Читать полностью »
Автомеханик Александр Демченко: превышение уровня масла на 0,5 литра способно повредить турбину сегодня в 13:35
Перелив всего на 200 мл может стоить тысячи: незаметная ошибка, которая убивает двигатель изнутри

Перелив масла кажется безобидной ошибкой, но избыток смазки вызывает вспенивание и перегрузку турбины. Почему это опасно и как избежать дорогостоящего ремонта.

Читать полностью »